Повышается возможность маневрирования персоналом, улучшаются внутрипроизводственное планирование работ по обслуживанию, качество обслуживания, его надежность, своевременность, экономичность.
Но централизованная система обслуживания требует высокой организации труда и производства. Если же этого нет, то преимущества централизации функций обслуживания могут быть перекрыты недостатками, вызываемыми нарушением плана обслуживания, невыполнением в срок заказанных работ.
Смешанная система обслуживания заключается в том, что одна часть функций обслуживания осуществляется централизованно, а другая часть - децентрализованно. В смешанной системе обслуживания сохраняются достоинства и недостатки обеих выше рассмотренных систем. Чем выше удельный вес централизованных работ, тем может быть выше эффективность обслуживания рабочих мест.
На предприятиях различают также формы организации обслуживания рабочих мест. Ими могут быть дежурное, планово-предупредительное и стандартное обслуживание.
Дежурное обслуживание - это обслуживание по вызову, его организуют как правило в условиях единичного и мелкосерийного производства. Такая организация обслуживания не всегда гарантирует его своевременность, допускает возможность остановок производственного процесса, непроизводительных потерь рабочего времени, но отличается относительной простотой.
Планово-предупредительное обслуживание наиболее часто применяется в серийном производстве и проводится по планам-графикам (расписанию). Эта форма организации обслуживания требует большей подготовительной работы, чем дежурное обслуживание, характеризуется четким ритмом работы служб обслуживания и минимальной вероятностью простоев рабочего места из-за несвоевременности обслуживания.
Стандартное обслуживание используют в поточно-массовых производствах. Это наиболее совершенная форма организации обслуживания рабочих мест. Оно проводится в строго регламентированном порядке по стандартным расписаниям. Эту форму организации обслуживания называют стандартной еще и потому, что она включается в стандарт предприятия, который представляет собой обязательный для всего персонала документ.
В стандартах предприятия организация обслуживания каждого рабочего места представляется всеми ее четырьмя компонентами:
видами, нормами, регламентами и персонификацией обслуживания.
· Приемы и методы труда. Результат процесса труда в значительной степени зависит от совершенства применяемых приемов и методов труда. Индивидуальная производительность труда отдельных работников иногда превосходит в два и большее число раз производительность труда основной массы работающих на аналогичных работах, и происходит это, главным образом, за счет искусного владения применяемой техникой, наиболее целесообразного использования движений, действий, приемов и методов труда.
Для поддержания организации труда на высоком уровне большое значение имеют выявление и использование рациональных приемов и методов труда, изучение опыта лучших работников, его
научный анализ и обобщение, разработка и проектирование совершенных способов выполнения производственных заданий.
Приемы и методы труда могут считаться лучшими, если работники, их применяющие, имеют устойчивые результаты труда при высокой его производительности, достаточном качестве продукции, рациональном использовании оборудования, экономном расходовании сырья, материалов, инструментов, энергии, при оптимальной интенсивности труда.
Экономия времени за счет применения более совершенных приемов и методов труда не единственный критерий эффективности: для предприятия имеет экономический смысл не всякая экономия времени на выполнении операции, а лишь экономия, которая не идет в ущерб качеству выпускаемой продукции. Необходимо учитывать также улучшение использования оборудования, экономию затрат сырья, материалов, поддержание уровня интенсивности труда в пределах физиологически обоснованной нормы. Только такая рационализация трудового процесса может быть признана эффективной.
Процесс овладения наиболее целесообразными приемами и методами труда предполагает последовательное проведение работ по их выявлению, изучению, анализу, обобщению, проектированию и освоению. В рыночных условиях такие работы на предприятиях утрачивают саморекламу, бывшую в условиях командной экономики, и становятся насущной необходимостью, важным источником снижения издержек производства и роста прибыли.
· Установление норм затрат труда. Нормирование труда закрепляет принятые организационные решения. Нормы времени, выработки, обслуживания, времени обслуживания, численности устанавливают меру труда по выполнению определенных работ в конкретных организационно-технических условиях производства