Организация труда, ее сущность, структура и значение

• средства для поддержания на рабочем месте нормального микроклимата - нагнетательная вентиляция, отопление;

• предметы эстетизации производственного интерьера (пор­тьеры, занавеси, жалюзи, цветочницы, произведения декоративно-прикладного искусства, коврики, дорожки и др.);

• хозяйственные средства для ухода за оборудованием и рабо­чим местом (щетки, ветошь, совки, веники, масленки, урны для мусора и др.).

Могут быть и другие виды оснащения.

Задачи научной организации труда состоят в формулировании требований к комплексности оснащения, чтобы не были упущены такие элементы оснащения, которые обеспечивают создание необ­ходимых условий труда. НОТ предъявляет также требования к ка­честву каждого из элементов оснащения, к их эргономичности, т.е. приспособленности к антропометрическим, физическим и психи­ческим характеристикам человека.

Планировка рабочих мест как составная часть их организа­ции является чисто организационной задачей. Различают плани­ровку внешнюю и внутреннюю.

Внешняя планировка рабочего места заключается в установлении его местоположения по отношению к смежным рабочим местам в под­разделении, к рабочему месту руководителя (бригадира, мастера, на­чальника отдела и т.д.), к проходам, переходам, проездам, подъездам.

Внутренняя планировка рабочего места означает размещение на его площади всех предметов оснащения, их рациональную ком­поновку по отношению друг к другу и к работнику. При внутрен­ней планировке решаются следующие задачи:

• обеспечение наименьших затрат рабочего времени на вы­полнение работ, которые закреплены за рабочим местом;

• минимизация физиологических усилий и нервно-психичес­кой напряженности работника;

• удобство выполнения работы и обслуживания оборудования;

• хороший обзор в активной рабочей зоне всех частей оборудо­вания, приборов, механизмов;

• оптимизация маршрутов передвижения работника по рабоче­му месту;

• рационализация рабочей позы (положения) работника;

• создание благоприятных условий труда;

• безопасность труда.

При планировке должна учитываться возможность ее сравни­тельно быстрого и легкого изменения, обеспечиваться удобство демонтажа оборудования. Это важно в условиях быстрого мораль­ного устаревания техники и технологии, когда требования рынка диктуют необходимость переориентации производства или резко­го увеличения его производительности.

Совершенствование организации рабочих мест достигается пе­риодической их аттестацией, т.е. комплексной проверкой на соот­ветствие техническим, экономическим, организационным и соци­альным требованиям, с последующей рационализацией, если того требуют материалы аттестации.

· Организация обслуживания рабочих мест. Она предпола­гает решение следующих взаимосвязанных групп вопросов:

1) установление видов обслуживания, в которых нуждается каждое рабочее место и его работник;

2) определение по каждому виду обслуживания физической нор­мы обслуживания, обоснование его объема в смену (месяц, год);

3) разработку регламента обслуживания, т.е. его графика с указа­нием времени, последовательности и периодичности обслуживания;

4) персонификацию обслуживания, то есть закрепления видов обслуживания за определенными исполнителями или подразде­лениями.

Существуют разные системы организации обслуживания ра­бочих мест, которые определяются степенью централизации и спе­циализации вспомогательных работ. Среди них: децентрализован­ная, централизованная и смешанная системы.

При децентрализованной системе функции обслуживания вы­полняются либо самими работниками на каждом рабочем месте, либо специальными вспомогательными работниками, имеющими­ся в каждом подразделении. Такая система, как правило, далека от совершенства. Ее преимущества для отдельных подразделений со­стоят в том, что руководитель подразделения имеет в своем непо­средственном подчинении вспомогательных работников - это удобно для такого руководителя.

Недостатки децентрализованной системы обслуживания рабо­чих мест состоят в том, что вспомогательный персонал использу­ется с низкой эффективностью. Это объясняется, во-первых, тем, что в автономном подразделении практически невозможно иметь набор всех необходимых работников-специалистов.

Во-вторых, при децентрализованной системе обслуживания довольно трудно обеспечивать нормальную и стабильную заня­тость всех вспомогательных работников.

Централизованная система обслуживания создает возможнос­ти для организации эффективного использования вспомогательного персонала. Эффективность достигается за счет того, что в рамках крупного подразделения или предприятия, сосредоточенного на вы­полнении какой-то функции по обслуживанию рабочих мест, мож­но создать специализированные участки по выполнению разных работ. На такие участки можно установить специализированное оборудование, подобрать соответствующий персонал, обеспечить их постоянной работой за счет возрастания общего объема работ.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Разделы