Организация труда, ее сущность, структура и значение

В структуру организации труда на предприятии входят следующие элементы

· Подбор, подготовка и повышение квалификации персо­нала. Эта работа к организации труда имеет отношение постоль­ку, поскольку, как бы рационально ни была запроектирована орга­низация трудового процесса, результат будет посредственный или плохой, если не подбирать для его осуществления соответствую­щих работников и не обучать их правилам, приемам и методам эф­фективной работы.

Профессиональный подбор работников преследует цель опре­деления профессиональной пригодности человека к выполнению конкретной работы. Его задача - отбор наиболее эффективных ис­полнителей и руководителей для рабочих мест и должностей.

Профессиональная пригодность устанавливается путем про­верки состояния здоровья, измерения определенных психофизио­логических характеристик человека, необходимых для избранной им профессии, использования тестирования и других методов вы­явления способностей человека. При профессиональном отборе обращается внимание прежде всего на наличие или отсутствие свойств личности, которые не поддаются изменению, тренировке, формированию, то есть на те свойства человека, которые опреде­ляются его генотипом, в отличие от фенотипа - совокупности свойств человека, которые можно формировать или изменять. Пе­речень необходимых для конкретной профессии личных качеств человека отражается в профессиограммах - документах, в которых формулируются требования к предполагаемым работникам.

Подготовка рабочих для современного производства осуще­ствляется в системе начального профессионально-технического образования и непосредственно на производстве. Реформа обще­образовательной и профессиональной систем образования предус­матривает превращение профессионально-технического образова­ния в основную форму подготовки квалифицированных рабочих. Это достигается путем создания единого типа многопрофильных профессионально-технических училищ со средним сроком обуче­ния в течение трех лет для окончивших неполную среднюю школу (8 классов) и одного года - для выпускников полной средней об­щеобразовательной школы.

Подготовка рабочих непосредственно на производстве осуще­ствляется в форме индивидуального и группового обучения на ра­бочих местах и в системе курсовой подготовки на учебно-произ­водственной базе предприятия или в учебно-курсовых комбина­тах. Обучение рабочих завершается сдачей ими экзаменов и присвоением им соответствующих квалификационных разрядов.

Переподготовка преследует цель обучения рабочих новым профессиям в соответствии с требованиями рынка труда. Эту ра­боту наряду с предприятиями организуют также службы (центры, бюро) занятости населения в городах и районах. Обучение вторым профессиям направлено на расширение производственного профи­ля рабочих, на создание для них возможности совмещения про­фессий с целью повышения привлекательности и содержательнос­ти труда, роста его производительности и уровня оплаты. Повыше­ние квалификации направлено на обеспечение роста профессио­нального мастерства рабочих, повышения их знаний, совершенст­вования навыков и умения выполнять более сложные работы.

Подготовка специалистов осуществляется в системе средне­го, высшего и послевузовского профессионального образования на основе Государственных образовательных стандартов.

Среднее профессиональное образование направлено на подго­товку специалистов среднего звена (мастеров и др.). Оно реализу­ется через обучение в средних специальных учебных заведениях или на первой ступени высшего профессионального образования после первых двух лет обучения (неполное высшее образование).

Высшее профессиональное образование дается в государствен­ных и негосударственных, имеющих соответствующую лицензию на право ведения образовательного процесса, высших учебных за­ведениях (вузах). Вузы, прошедшие в установленном порядке ак­кредитацию, получают право выдачи своим выпускникам диплома о высшем профессиональном образовании государственного об­разца. Высшее образование предусматривает три ступени подго­товки: бакалавриат (срок обучения 4 года, выпускник получает диплом бакалавра), подготовка специалистов (срок обучения 5 лет, диплом специалиста с высшим профессиональным образованием), магистрат (срок обучения 6 лет, диплом магистра). Дипломы спе­циалиста и магистра соответствуют одному уровню образования. Наиболее распространенной формой государственного высшего профессионального образования в России стала подготовка специ­алистов с пятилетним сроком обучения.

Повышение квалификации специалистов осуществляется, как правило, один раз в пять лет по планам повышения квалификации, разрабатываемым на предприятиях, в учреждениях и организаци­ях. Формы повышения квалификации: стажировка в отечествен­ных и зарубежных учреждениях и на предприятиях, обучение в институтах и на курсах повышения квалификации специалистов, индивидуальная учеба по лично разработанному, но согласованно­му и утвержденному руководством плану.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Разделы