Изучен алгоритм построения различных элементов корпоративных отношений и предложен план мероприятий по формированию и совершенствованию корпоративной культуры корпораций, который включает:
разработку системы ценностей, целей и задач для всех участников корпорации;
разработку системы поиска, обслуживания и «удержания» клиентов корпорации;
разработку программ взаимодействия с местным населением, обществом, государством;
корректировку организационно-экономической документации в соответствии с внедряемыми рекомендациями;
информационное обеспечение, обучение и организацию исполнения принятых мероприятий.
Проанализированы пути повышения эффективности деятельности корпорации на основе совершенствования корпоративной культуры и изучены основные методы диагностики корпоративной культуры, а именно: метод системного анализа, нормативный, сравнительный, конструктивно-критический методы, методы опроса (анкетирование, интервью) и др.
На основе деятельности АФК «Система» проанализировано состояние корпоративной культуры данной корпорации, выявлены основные проблемы и предложены рекомендации по ее совершенствованию.
С учетом сложившейся специфики ведения бизнеса в РФ была определена важность корпоративной культуры в управлении крупными интегрированными диверсифицированными структурами, которыми и являются корпорации. Если говорить об организационной структуре предприятия, то ее сравнивают со «скелетом», корпоративная культура же – «душа» корпорации, характеризующая внутренние взаимоотношения в коллективе, отношения с внешней средой, а также являющаяся одним из факторов, оказывающих влияние на эффективность деятельности корпорации, что мы и доказали в данной дипломной работе.
Подводя итоги, необходимо еще раз отметить, что корпоративная культура – это тонкий инструмент в руках менеджера (руководителя), с помощью которого можно привести корпорацию к успеху, процветанию и стабильности, но при неумелом или неуместном использовании возможны прямо противоположные результаты. Поэтому корпоративную культуру необходимо изучать, следить за ее формированием, совершенствовать и регулировать ее изменения. Она должна стать органичной частью всей корпорации, быть адекватной современным требованиям, продиктованными экономическим и технологическим развитием, спецификой российского законодательства и менталитета, а также спецификой конкретной корпорации и содействовать достижению поставленных целей, а, следовательно, и повышению эффективности деятельности корпорации.
Приложение 1
Использование пословиц и поговорок для характеристики слабых мест в сложившейся корпоративной культуре
№ |
Векторы отношений |
Пословицы и поговорки, описывающие особенности данного вектора |
Поведенческие нормы, стоящие за данной пословицей |
Рабочее поведение |
1 |
Отношение рядовых работников к руководству |
«Ты - начальник, я – рабочий, возьми сам и поворочай» «Один с сошкой – семеро с ложкой» «Не спеши выполнять приказ начальства» «Перед лицом начальства вид имей лихой и придурковатый, чтобы своим умом начальство не смущать» |
Противостояние руководства и рядовых работников: мы – они Недоверие руководству |
Напряженность отношений Снижение управляемости |
2 |
Отношение руководства к работникам |
«Не в свои сани не садись» «Собака лает – ветер носит» «Что посеешь, то и пожнешь» «Дружба дружбой, а табачок врозь» «У сильного всегда бессильный виноват» «Гусь свинье не товарищ» «Сытый голодного не разумеет» «Всяк сверчок знай свой шесток» |
Невнимание руководителей к проблемам подчиненных Несправедливость распределения работы и доходов |
Стресс Низкая заинтересованность работников в конечных результатах Плохой контроль за работой подчиненных Нежелание рядовых работников проявлять инициативу и ответственность |
3 |
Отношение исполнителей к делу |
«Один в поле не воин» «Солдат спит, служба идет» «Работа не волк, в лес не убежит» «Дураков работа любит» |
Незаинтересованность в конечном результате Нежелание выкладываться на работе Нежелание брать на себя ответственность |
Отсутствие желания работать с высокой отдачей Производственные конфликты Нерасторопность в работе |