Управленческие и организационные аспекты функционирования мелкого бизнеса

Контрактная система особенно развита в отраслях мас­сового сборочного производства. Наиболее плодотворны та­кие отношения с узкоспециализированными фирмами, осна­щенными современной технологией. Отсутствие у них гро­моздких организационных систем управления способствует гибкости в принятии решений, высокой степени личного уча­стия руководителей в выполнении подрядных работ.

В области обслуживания производства также существует и развивается сложная система хозяйственных отношений между крупными и мелкими фирмами. Многие крупные предприятия постепенно освобождаются от вспомогательных и заготовительных цехов, закрывают ремонтные и строитель­ные цехи, передавая их функции узкоспециализированным предприятиям. Небольшие специализированные фирмы за­ключают договоры с крупными фирмами как на планово-предупредительный ремонт, так и на текущее обслуживание оборудования. Крупные компании могут заключать договор одновременно с несколькими мелкими фирмами, каждая из которых специализируется на ремонте и обслуживании от­дельного вида оборудования.

Таким образом, сохраняя свою финансовую и организа­ционную самостоятельность, мелкие фирмы на деле действу­ют в заранее заданных условиях и их отношения с крупными корпорациями скорее напоминают отношения филиалов и головных компаний.

В сфере торговли и услуг наиболее распространенной формой хозяйственной интеграции малого и крупного бизне­са стала система договорных отношений, известная во всем мире под названием «франчайзинг» (от французского слова «франшиз» — льгота, привилегия). Суть ее состоит в том, что крупная компания (франчайзер) заключает договор с мел­ким самостоятельным предприятием (оператором) о предоставлении ему исключительного права на создание и сбыт под ее торговой маркой на конкретном рынке определенных видов товаров и услуг. Как правило, франчайзер требует от предприятия-оператора единовременного первоначального вознаграждения за право действовать на рынке от его имени.

Капиталовложения в дело осуществляются за счет как передачи в аренду фирме - оператору основных фондов, находящихся в собственности компании-франчайзера, так и собственных или заемных средств оператора. Причем головная компания может сама предоставить мелкому предприятию кредит, взять для него заем в банке или быть его поручителем при получении гарантированного займа. Во многих случаях фирма-оператор целиком владеет фондами своего пре приятия и расплачивается с головной компанией лишь за ее полуфабрикаты и готовую продукцию, подлежащую реализа­ции под торговой маркой компании.

Как правило, в контракте оговариваются нормативы или фиксированные объемы текущих платежей и отчислений от прибыли (2—3% от ежемесячных продаж оператора). Го­ловные компании в большинстве своем требуют также от опе­ратора регулярных выплат за пользование рекламой под их торговой маркой (в среднем от 1 до 5% выручки), так как только крупные фирмы могут позволить себе осуществлять дорогостоящие рекламные мероприятия. Во многих случаях в контракте ставится и такое условие: оператор должен брать в аренду помещение, оборудование, сырье и материалы исключительно у головной компании. Головная компания ого­варивает в контракте обязательство фирмы-оператора отве­чать за качество товаров и услуг, их оформление, за репута­цию торговой марки. В свою очередь, она оказывает опера­тору бухгалтерскую помощь, дает рекомендации по страте­гии сбыта, организует управленческие консультации и обучение персонала. Обычно договор между сторонами за­ключается на срок 5—10 лет. Если же оператор нарушит принятые стандарты, головная компания вправе в любой мо­мент расторгнуть с ним договор даже без предварительного уведомления.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Разделы