Мелкие и средние фирмы могут создаваться и как корпорации (акционерные общества). Самая простая управленческая структура включает здесь президента, вице-президента, специалиста по сбыту. Общее руководство в небольшой корпорации осуществляет совет директоров в составе, как правило, пяти человек, в том числе трех внешних директоров (ими являются банкиры, управляющие крупных фирм, юристы, которые могут хотя бы частично компенсировать недостаток опыта управляющего такой корпорации, помочь решать трудные проблемы).
При общей простоте организационно-управленческих структур мелких фирм многие из них сталкиваются со сложными проблемами. Долгие годы успех функционирования таких фирм основывался по сути на личном мастерстве и энтузиазме управляющего. В современных условиях только энтузиазма недостаточно. В 80-х годах одним из основных факторов, способствующих разорению мелких фирм, являлась нехватка управленческих знаний у владельцев этих, предприятий, у их управляющих. Поэтому все чаще они вынуждены прибегать к услугам консультационных фирм, наемных менеджеров. Жизнеспособными сегодня оказываются те мелкие фирмы, которые внедряют формы и методы управления, основанные на стратегии предприимчивости. Успех деятельности таких фирм обеспечивают систематические инновации в области продукции или услуг, позволяющие создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Стиль управления в таких фирмах отличается нацеленностью на поиск, вовлеченностью всех работников фирмы в этот процесс. Управляющий становится «создателем команды», «распространителем опыта», а не «контролером, стоящим над людьми». Такие фирмы отличает демократический стиль управления, отсутствие жестких регламентации, неформальное общение, взаимное доверие и понимание. Именно такие мелкие фирмы добиваются успеха в настоящее время.
Условно мелкие фирмы в западных странах можно разделить на две группы: 1) экономически и юридически независимые от крупных концернов, корпораций, 2) компании, имеющие тесные связи с концернами. Вторая группа официально выступает как самостоятельные организации, она тесно связана обширной сетью производственных и научно-технических, снабженческих, сбытовых, финансовых отношений с крупными корпорациями. Функционирование этих мелких фирм отличается значительной спецификой. Их деятельность обусловлена следующим. Опыт последних десятилетий позволил крупным корпорациям, концернам сделать вывод о том, что поглощение мелкой фирмы в современных условиях хозяйствования далеко не всегда дает экономический эффект. В мелких фирмах, включаемых в состав концерна, примерно на 1/з сокращается производительность труда, в 1,5 раза уменьшаются доходы, существенно снижаются темпы нововведений. Одна из причин этого — ослабление их самостоятельности, отрицательное влияние громоздких управленческих надстроек над предприятиями и т. д. Кроме того, часто концернам невыгодно организовывать в своих рамках узкоспециализированные производства, вносящие большое разнообразие в их номенклатуру, усложняющие управление, отвлекающие технический персонал на решение относительно второстепенных задач. Поэтому решение подобных проблем они передоверяют мелким фирмам, устанавливая с ними отношения субподряда, субпоставки. Система «привязки» мелкого бизнеса к крупному стала одной из важных особенностей организационной структуры промышленности стран Запада.
В области производства одной из организационных форм взаимодействия крупных и мелких компаний является контрактная система. Она представляет собой долгосрочные договорные отношения в области снабжения между крупной компанией и множеством мелких предприятий, работающих на основе подетальней, поузловой, технологической, модуль-. ной специализации производства изделий. Контракт о поставке оформляется в виде четкой договоренности о качестве товаров и обслуживания, ценах, сроках и объемах поставок. Основой для долгосрочных контрактов является перспективный план развития производства концерна. Небольшим предприятиям такая кооперация выгодна, поскольку шансы самостоятельно закрепиться на рынках у них малы. Особенно это касается технологически сложной продукции, организация производства и сбыт которой требуют больших управленческих, финансовых и технических усилий, которыми мелкие фирмы не располагают. Крупные компании предоставляют им ряд льгот: гарантируют закупку большой доли производимой продукции, поставляют или дают в аренду средства производства, определяют льготные условия приобретения и доставки сырья и материалов, разрешают использовать торговую марку компании. Нередко они выполняют для мелких фирм-поставщиков работы по конструированию и проектированию новых изделий, улучшению технологии их производства, по разработке эффективных методов контроля качества продукции. В заключаемых контрактах может быть предусмотрено оказание помощи в организации управления, в обучении занятых в использовании результатов рыночных исследований.