Для принятия управленческих решений очень важен анализ показателей хозяйственной деятельности фирмы. Их. можно разделить на три основные группы: оценочные показатели, показатели издержек производства, относительные показатели.
Оценочные показатели. Наиболее важные из них: оборот (товарооборот или объем продаж); валовая прибыль; условно-чистая прибыль; условно-чистая продукция; прибыль после уплаты процентов по займам и кредитам; прибыль после уплаты налогов; ликвидность после осуществления новых капиталовложений; ликвидность после уплаты дивидендов. Все они одинаково необходимы во внутрифирменном управлении для эффективного контроля за производством, финансовым положением корпорации и для выработки и принятия решений. На базе этих показателей руководство получает информацию, которая служит основой для выработки именно тех решений, которые могут изменить положение фирмы в лучшую сторону. Некоторые из них играют важную роль и в разработке системы стимулирования труда.
Оборот фирмы определяется как общий объем продаж, т. е. стоимость товаров и услуг, реализованных потребителям. При его измерении важен период, за который он подсчитывается, поскольку этот показатель подвержен сильному влиянию инфляционных процессов. Поэтому лучше его измерять в неизменных ценах. Размер оборота выступает в качестве основы для нормирования и стимулирования труда в сбытовых подразделениях корпораций.
Если из размера оборота компаний вычесть стоимость, покупного сырья, материалов, полуфабрикатов, других издержек, то получим валовую прибыль — один из наиболее распространенных показателей в управлении, особенно в краткосрочном.
Если из валовой прибыли вычесть накладные расходы и сумму амортизационных отчислений, то получим так называемую условно-чистую прибыль, прибыль до уплаты процентов за кредит и налогов. Этот показатель является основой для определения премиального фонда для рабочих и служащих. В американских и западноевропейских компаниях размеры премий высшим менеджерам также устанавливаются в зависимости от величины условно-чистой прибыли.
Приплюсовав к величине условно-чистой прибыли издержки на заработную плату рабочих и служащих, получаем показатель условно-чистой продукции. Размер условно-чистой продукции можно также определить как разницу между стоимостью реализованной продукции (оборотом) и стоимостью затраченных на ее производство ресурсов — покупных материалов, услуг, выплат субподрядчикам, амортизационных отчислений. Рост условно-чистой продукции — показатель успешной работы вне зависимости от темпов и масштабов инфляции. Наиболее подходящая сфера его применения — внедренческий бизнес. Этот показатель служит также эффективным инструментом управленческого контроля в отраслях и компаниях со стабильной структурой издержек производства. Но он мало подходит для компаний с сильно диверсифицированным производством. Широко используется в качестве основы для определения фонда оплаты труда, особенно там, где численность рабочей силы, трудозатраты и издержки на заработную плату трудно нормировать и контролировать. Применяется и в различных системах участия рабочих и служащих в распределении прибыли компании, полученной от повышения эффективности производства.
Если из условно-чистой прибыли вычесть проценты за кредит, то получим прибыль до налогообложения.
Наряду с показателями, необходимыми для нужд текущего планирования и управления производством, существуют также показатели для стратегического управления: доля рынка сбыта, контролируемого фирмой; показатели качества продукции; показатели уровня обслуживания потребителей; показатели подготовки и переподготовки рабочей силы. Все они, так или иначе, связаны с повышением размера прибыли, получаемой фирмой.
Показатели издержек производства: затраты на оплату труда, амортизация, материально-энергетическое снабжение и пр.
Относительные показатели. Эти показатели представляют; собой различные коэффициенты, характеризующие эффективность использования производственных ресурсов. Основное! их назначение — служить базой для сопоставлений: межотраслевых (при выборе стратегии инвестиционной политик фирмы) и межфирменных (при оценке уровня конкуренте способности предприятия или компании). Основной показатель такого рода — индекс отдачи (полученной прибыли) на вложенный капитал. В зависимости от отраслевой специфики различные предприятия могут иметь разный уровень данного показателя. Поэтому сопоставление качества управления и эффективности управленческого труда на базе данного показателя обосновано только для отраслей и предприятий с примерно однородной структурой издержек производства и строением капитала.
Среди других относительных показателей можно выделить две группы: показатели эффективности производства и структуры издержек.