Групповая (бригадная) организация труда, пожалуй, в наибольшей степени аккумулирует современные требования инновационного управления трудом. Здесь достигается необходимая согласованность трудовых функций, эффективное взаимодействие работников, коллективная ответственность. В развитом виде группа обладает технико-технологической и организационной целостностью, объединена определенным заданием, несет ответственность за конечный результат его выполнения, самостоятельна в решении вопросов организации и стимулирования. Степень автономности группы зависит от того, насколько круг вопросов передается в ее непосредственное ведение. Бригады имеют свою специфику в непрерывном, поточном производстве, в научно-исследовательских подразделениях. Самостоятельные рабочие группы получили в 80-х годах широкое распространение в корпорациях Западной Европы, США, Японии. Широко известен! опыт ведущих компаний «Вольво», «Форд», «Тоёта», ИБМ,| АТТ, «Сименс» и др.
Организуя деятельность таких относительно самостоятельных подразделений, крупные корпорации перенимают лучшие стороны мелкого предпринимательства, внедряют предпринимательский стиль ведения дел. Внутреннее предпринимательство, или интрапренерство, отличается большой инициативой, направленной на создание новых изделий, новых рынков. На начальных этапах процесса нововведений в компаниях, как правило, используются разнообразные слабоструктурированные и малоформализованные группы. Например, временные технические группы, включающие высококвалифицированных специалистов, инженеров, которые быстро воспринимают предложения исследователей-теорем ков и развивают их в требуемом направлении. В других случаях формы, ориентированные на создание новшества, получают достаточно четкое организационное содержание как новаторские продуктовые группы. В случае успешных результатов группы могут получать дополнительные кадровые и материально-финансовые ресурсы, обретать статус венчурных образований и самостоятельных подразделений развитию новых сфер бизнеса.
Как правило, основой эффективности «внутренних венчуров» является деятельность новаторов, изобретателей - интрапренеров. Это, по сути, внутрифирменные предприниматели, новаторы с задатками энергичного руководителя, которые выдвигают свои и поддерживают чужие идеи. Они способны искать и находить нестандартные решения, настойчиво преодолевать трудности и доводить идею до реального воплощения. Как правило, это люди, обладающие богатой интуицией, фанатично преданные своей идее, инициативные, не боящиеся риска.
Сегодня руководство корпорацией стремится поддержать таких талантливых, предприимчивых людей. Оно обеспечивает материальные и организационные условия для развития их инициативы, предприимчивости:
— перестраивается формальный механизм коммуникаций, чтобы он способствовал более быстрому распространению и поддержке выдвигаемых идей;
— разрабатываются, создаются гибкие бюджетные механизмы для изыскания ресурсов;
— создается благоприятный психологический климат;
— выявляются и преодолеваются (или ограничиваются) факторы, блокирующие творческие усилия и совместную поисковую работу персонала внутреннего венчурного подразделения;
— расширяются полномочия новатора - интрапренера;
— поощряются неформальные контакты и коммуникации;
— деятельность подразделения постоянно поддерживается высшим руководством и т. д.
Важным моментом внутреннего предпринимательства в корпорациях является разработка различных форм стимулирования труда новаторов, членов их групп. При страновых и корпоративных различиях систем поощрения они имеют ряд общих черт: вознаграждаются конкретные идеи в зависимости от их полезности для данной фирмы; материальное поощрение тесно связывается с другими формами поддержки, с моральным стимулированием. На цели материального поощрения, как правило, используется 10—25% экономического эффекта в первый год и до 10% в последующий. Создаются специальные премиальные фонды из прибыли по новым продуктам. Для стимулирования используются премии акциями, продажа их по льготным ценам, другие формы, ранее распространявшиеся лишь на высших управляющих. Среди других средств поощрения новаторов используется увязка творческих усилий и поисков с карьерой, расширение возможностей дополнительной подготовки и повышения квалификации, присвоение почетных титулов и званий, право представлять фирму на научно-технических мероприятиях, особые знаки внимания высшего руководства.