Принципы управления качеством. процессный и системный подходы

* мониторинг характеристик процесса; « работа с несоответствиями;

* проведение корректировочных и предупредительных мероприятий;

* непрерывное совершенствование;

* наличие регистрации качества.

ИСО 9001:2000 позволяет организации:

* иметь большую гибкость при документировании СМК;

* разрабатывать документацию в объеме, который действительно необходим для планирования, разработки и контроля собственных процессов и непре­рывного совершенствования СМК.

ИСО 9001:2000 требует 6 обязательных «

documented

procedures» («докумен­тированных процедур») для следующих ключевых процессов:

* управления документацией и записями СМК;

* регистрации качества;

* внутреннего аудита;

* управления несоответствующей продукцией;

* корректирующих действий;

* предупреждающих действий.

ИСО 9001:2000 требует от организации «documents» («документы») для обес­печения эффективной работы и контроля процессов. Термин «документы» каса­ется того, каким образом организация обеспечивает предоставление персоналу информации в отношении выполняемой им деятельности.

Минимальный набор документов, которые требуются согласно ИСО 9001:2000, следующий:

* обязательства руководства. Политика и цели в области качества;

* руководство по качеству;

* документированные процедуры (обязательные);

* регистрационные записи по качеству.

Прочие документы, которые не требуются в обязательном порядке, могут тем не менее быть необходимы организации для оперативной работы (внутренние со­общения, список поставщиков, контрольные планы и т. п.).

Системный подход к менеджменту позволяет связать политику и цели органи­зации с набором взаимосвязанных индикаторов, таких как:

* финансовые показатели, имеющие значение для акционеров и инвесторов;

* показатели удовлетворенности клиентов;

* показатели внутренних бизнес-процессов;

* показатели удовлетворенности сотрудников, потенциала роста квалифика­ции сотрудников и самой организации.

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Для создания СМК требуется стратегическое решение руководства организации. Система менеджмента качества организации уникальна и определяется ее специ­фикой.

Система менеджмента качества определяется как совокупность взаимосвязан­ных и взаимодействующих элементов для разработки и достижения целей, уста­навливаемых для соответствующих функций и уровней организации, и для управления организацией.

Задачи, которые необходимо решить для создания СМК, представлены на рис. 1.

Одна из таких задач — определить основные элементы (процессы) СМК и тре­бования к ним. «Неразлучная пара» стандартов ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 помогает организациям решить эту задачу.

ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 были разработаны таким образом, чтобы их можно было использовать совместно, но для разных целей:

* ИСО 9001 Система менеджмента качества. Требования — устанавливает основные требования к СМК;

* ИСО 9004 Система менеджмента качества. Руководство для улучшения характеристик СМК для повышения эффективности предприятия — на­правлен на развитие СМК. В стандарте ИСО 9004:2000 сделан акцент на условиях выполнения процессов и дополнительных возможностях само­оценки деятельности организации.

Два данных стандарта являются независимыми, но совместное их использова­ние может способствовать наилучшему пониманию заложенных в них требова­ний и стимулировать непрерывное улучшение СМК.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Разделы