* мониторинг характеристик процесса; « работа с несоответствиями;
* проведение корректировочных и предупредительных мероприятий;
* непрерывное совершенствование;
* наличие регистрации качества.
ИСО 9001:2000 позволяет организации:
* иметь большую гибкость при документировании СМК;
* разрабатывать документацию в объеме, который действительно необходим для планирования, разработки и контроля собственных процессов и непрерывного совершенствования СМК.
ИСО 9001:2000 требует 6 обязательных «
documented
procedures» («документированных процедур») для следующих ключевых процессов:
* управления документацией и записями СМК;
* регистрации качества;
* внутреннего аудита;
* управления несоответствующей продукцией;
* корректирующих действий;
* предупреждающих действий.
ИСО 9001:2000 требует от организации «documents» («документы») для обеспечения эффективной работы и контроля процессов. Термин «документы» касается того, каким образом организация обеспечивает предоставление персоналу информации в отношении выполняемой им деятельности.
Минимальный набор документов, которые требуются согласно ИСО 9001:2000, следующий:
* обязательства руководства. Политика и цели в области качества;
* руководство по качеству;
* документированные процедуры (обязательные);
* регистрационные записи по качеству.
Прочие документы, которые не требуются в обязательном порядке, могут тем не менее быть необходимы организации для оперативной работы (внутренние сообщения, список поставщиков, контрольные планы и т. п.).
Системный подход к менеджменту позволяет связать политику и цели организации с набором взаимосвязанных индикаторов, таких как:
* финансовые показатели, имеющие значение для акционеров и инвесторов;
* показатели удовлетворенности клиентов;
* показатели внутренних бизнес-процессов;
* показатели удовлетворенности сотрудников, потенциала роста квалификации сотрудников и самой организации.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Для создания СМК требуется стратегическое решение руководства организации. Система менеджмента качества организации уникальна и определяется ее спецификой.
Система менеджмента качества определяется как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки и достижения целей, устанавливаемых для соответствующих функций и уровней организации, и для управления организацией.
Задачи, которые необходимо решить для создания СМК, представлены на рис. 1.
Одна из таких задач — определить основные элементы (процессы) СМК и требования к ним. «Неразлучная пара» стандартов ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 помогает организациям решить эту задачу.
ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 были разработаны таким образом, чтобы их можно было использовать совместно, но для разных целей:
* ИСО 9001 Система менеджмента качества. Требования — устанавливает основные требования к СМК;
* ИСО 9004 Система менеджмента качества. Руководство для улучшения характеристик СМК для повышения эффективности предприятия — направлен на развитие СМК. В стандарте ИСО 9004:2000 сделан акцент на условиях выполнения процессов и дополнительных возможностях самооценки деятельности организации.
Два данных стандарта являются независимыми, но совместное их использование может способствовать наилучшему пониманию заложенных в них требований и стимулировать непрерывное улучшение СМК.