Постоянное улучшение начинается с человека, с совершенствования его личных качеств, знаний, навыков и умений. Наиболее важный аспект непрерывного совершенствования — это обучение персонала.
Принцип 7.
Подход к принятию решений на основе фактов.
Принимать решения на основе фактов — значит отличать достоверные факты от ложных или сомнительных. Основа этого подхода — измерения, производимые для получения данных о процессах, и одновременно накапливание информации, которая постепенно превращается в знания.
Принцип 8.
Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Этот принцип нацелен на создание новых отношений с поставщиками, получивших название комэйкершип
— «Вместе сделаем, вместе выиграем». При постоянных отношениях с поставщиками можно говорить об управлении цепочками добавленных ценностей для потребителей. Действительно, поиск поставщика и налаживание отношений с ним — дело долгое и дорогое. Всегда следует стремиться к постоянным отношениям с поставщиками.
Наиболее важное изменение, внесенное в содержание международных стандартов ИСО серии 9000:2000, — это ориентация на процесс.
В стандарте ИСО 9000:2000, п. 3.4.1 процесс определен как «совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы».
Схематичное представление процесса приведено на рис. 1
Входами и выходами процессов могут являться как оборудование, материалы, комплектующие компоненты, так и информация, энергия, финансовые и другие ресурсы. Входные и выходные показатели процесса измеряются и анализируются для принятия своевременных управленческих решений и дальнейшего улучшение деятельности организации.
В контексте системы менеджмента качества цикл Деминга может быть применен как к каждому отдельному процессу системы, так и к системе процессов в целом.
Рис. 1. Схематичное изображение процесса
Использование этой концепции позволяет организации реализовать процесс непрерывного улучшения процессов, направленный на постоянный рост эффективности деятельности организации.
Конфигурация организации через «иерархическую структуру процессов» представляется следующим образом:
* стратегические процессы;
* бизнес-процессы;
* вспомогательные процессы;
* задания.
Со стороны органа сертификации на этапе подготовки к оценке СМК требуется учитывать в первую очередь следующие аспекты:
* идентификация бизнес-процессов:
* описание процессов (входы—операция—выходы);
* идентификация ответственного за процесс лица;
* идентификация внутренних и внешних клиентов;
* идентификация связей между процессами;
* идентификация вспомогательных процессов;
* разработка целей предприятия, основанных на требованиях клиента;
* составление инспекционной группы, способной «понять» процессы предприятия (квалификация и компетентность).
Со стороны аудитора СМК в ходе инспекционных посещений требуется оценить процессы с учетом следующих аспектов:
* идентификация и передача требований клиента;
* идентификация целей процесса;
* планирование процесса;
* определение обязанностей;
* адекватность ресурсов и условий труда;
* адекватность документации, описывающей оперативные процедуры;