Среди всего множества факторов продвижения к посту руководителя значение имеют три основных:
1. “Личное желание занять более высокую должность и готовность приложить для этого свои силы – честолюбие и то, что называется “пробивными” способностями.
2. Умение работать с людьми. Успешный руководитель далеко не всегда технически или экономически самый подготовленный специалист. Его задача – ставить оптимальные цели и находить самых подходящих людей для достижения, обеспечивая соответствующую мотивацию. Умение организовать людей для выполнения ставящихся им задач – одно из самых важных качеств руководителя.
3. Способность брать на себя ответственность и рисковать в сочетании с высокой эмоциональной устойчивостью. Приняв решение, руководитель не должен терзаться сомнениями в его правильности или неправильности, иначе он скоро станет пациентом клиники с диагнозом “нервное истощение”. Риск постоянно присутствует в работе руководителя” [3, с. 70]
Кроме того, в индивидуальной, управленческой концепции руководителя органа правопорядка должно найти определенное место понимание сущности различных исполняемых им управленческих ролей.
Управленческие роли (по Г. Минтцбергу)
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ РОЛИ: | |
Номинальный начальник |
Символ юридической власти, выполняющий определенные церемониальные обязанности (например, подписание документов, прием посетителей и т.д.). |
Лидер |
Стимулирует подчиненных на достижение цели. |
Связник |
Служит звеном в вертикальной, а также горизонтальной цепи обмена информацией. |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РОЛИ: | |
Нервный центр |
Собирает несистематизированную информацию, принимает все типы информации. |
Распространитель. |
Передает отобранную информацию подчиненным. |
Представитель |
Передает отобранную информацию во внешний мир. |
РЕШАЮЩИЕ РОЛИ: | |
Предприниматель |
Проектирует и начинает изменения внутри организации. |
Ликвидатор нарушений |
Принимает корректирующие меры в случаях отклонений в организации и в нестандартных ситуациях. |
Распределитель средств |
Решает, кто должен получить ресурсы. |
Посредник |
Участвует в переговорах с другими сторонами, чтобы защитить интересы организации. |
Далее в порядке значимости выделяются:
· приобретение опыта руководящей работы в относительно молодом возрасте (до 3-35 лет), когда формируются основные стереотипы поведения;
· способность генерировать и воспринимать новые идеи, обеспечивающие повышение эффективности работы коллектива;
· гибкость поведения, умение отказываться от ошибочных стратегий и принимать новые решения;
· хорошая техническая и коммерческая подготовка, соответствующая специфике предприятия.
В приведенном перечне на первом плане стоят личные особенности человека, значительно опережая те, которые даются образованием или опытом работы. Это говорит о преобладающей роли психологических факторов в управленческой деятельности. Если бы главным были знания, то лучшими менеджерами становились бы преподаватели соответствующих специальностей.
Успешные руководители характеризуются “деловыми” чертами: уверенность в своих силах; способность принимать решение в неопределенной ситуации; инстинктивное ощущение наиболее важного в каждом деле; умение завязывать нужные знакомства; эффективная коммуникабельность; чувство нового; повышение квалификации; способность сохранять уравновешенность и спокойствие.
Руководители – неудачники характеризуются излишней мягкостью в обращении с людьми, недостаточной теоретической и практической подготовкой, неумением кратко и точно формулировать свои мысли, невниманием к своему внешнему виду.
Т. Питерс и Р. Уотермен выделили 8 общих характеристик по материалам обследования 62 крупных успешных корпораций в поисках эффективного управления. Например, 8 общих характеристики: