Подходы к измерению эффективности корпоративной культуры корпорации

.

Эмоциональная экспансивность отражает отношение человека к другим членам группы и вычисляется как разность между количеством положительных и количеством отрицательных выборов, отданных другим членам группы, отнесенная к численности группы, уменьшенной на единицу, то есть к количеству возможных выборов:

.

Значения социометрических индексов – от +1 до –1.

В зависимости от соотношения статуса и экспансивности каждого члена группы его можно отнести к той или иной подгруппе.

В первую подгруппу попадают люди, выбранные 2 и более раз другими членами группы и имеющие положительную эмоциональную экспансивность (например, члена группы под номером 1 выбрали три человека, в то время как других – 1-2 человека). Это «звезды», или «лидеры».

Во вторую подгруппу попадают люди со средними значениями статусов и позитивной экспансивности. Это «принятые», составляющие обычно большинство группы.

В третью подгруппу попадают люди с отрицательным статусом, чья экспансивность при этом положительная. Это «оппозиция», «отверженные», «затравленные», «козлы отпущения», по отношению к которым группа демонстрирует свою сплоченность, противопоставляя себя («мы») этим людям («не мы»). В группах, где имеется дефицит любых ресурсов – материальных, финансовых, различных благ, развлечений – и проблемы с их распределением, а также жесткая иерархия и недостаточная социальная зрелость членов, такой социальный статус обычно не пустует.

Следующую подгруппу составляют «белые вороны», у которых высокий социальный статус и низкая эмоциональная экспансивность (они интересуют группу, а она их – нет).

Подгруппа «изолированных» не имеет ни положительных, ни отрицательных выборов от группы, проявляя невысокую экспансивность.

Динамична роль «шута»: он может находиться по статусу на уровне от «принятых» до «козла отпущения» и с позволения лидера демонстрировать наличие в группе «свободы слова», демократичности, терпимости лидера.

Сводная таблица для расчета социометрических индексов может принимать следующую форму (Таблица 4).

Таблица 4

Сводная социометрическая таблица

Сколько человек его выбрали

Сколько человек его отвергли

Сколько человек он выбрал

Сколько человек он отверг

Соц. статус

[(2)-(3)]/13

Эмоц.

экспан-сивность

[(4)-(5)]/13

Наименование социального статуса, подгруппы

1

2

3

4

5

6

7

8

N

R

i+

R

i-

R

j+

R

j-

С

Е

 

1

3

3

4

0

0

0,3

«принятый»

2

1

0

2

1

0,07

0,07

«принятый»

3

3

1

2

0

0,15

0,15

«лидер»

4

2

0

0

1

0,15

-0,07

«белая ворона»

5

3

1

0

1

0,15

-0,07

«белая ворона»

6

2

1

1

2

0,07

-0,07

«белая ворона»

7

2

0

3

0

0,15

0,23

«лидер»

8

1

0

2

1

0,07

0,07

«принятый»

9

1

0

1

1

0,07

0

«принятый»

10

3

0

5

0

0,23

0,38

«лидер»

11

1

2

1

1

-0,07

0

«отверженный»

12

1

1

0

1

0

-0,07

«отверженный»

13

1

2

0

2

-0,07

-0,15

«отверженный»

14

0

0

3

0

0

0,23

«изолированный

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9

Разделы