Рис.9. Структура системы корпоративной культуры корпорации
Базовым первичным элементом системы, описывающим культуру корпорации, является культура сотрудника. Она рассматривается как подсистема 1-го уровня (S1).
В качестве подсистемы 2-го уровня (S2) рассматривается культура группы сотрудников подразделений, отделов корпорации, объединенной какой-либо единой производственной функцией, определенной специализацией.
В качестве подсистемы 3-его уровня рассматривается культура определенных участников корпорации: топ-менеджеров, акционеров и наемных работников – это все различные направления, каждый из этих участников обладает своим видением, своими ценностями и несет определенную нагрузку в деятельности корпорации, как внутрифирменной, так и внешнефирменной деятельности.
Подсистемой высшего, 4-го уровня является культура всей корпорации (S4).
В соответствии с теорией систем на основе анализа структуры КК можно дать ее морфологическое описание на микро- и макроуровне в виде иерархического комплекса подсистем.
Подсистемой 1-го уровня является деловая культура сотрудника:
S1 = ( Х )
где Х – вектор, описывающий деловую культуру сотрудника.
Подсистемой 2-го уровня является культура отела:
S2 = ({ S1 }; Y2)
где S1 – совокупность культур сотрудников какого-либо отдела;
Y2 – специфические элементы культуры отдела.
Подсистемой 3-его уровня является культура направлений (внутрифирменная или внешняя):
S3 = ({ S2 }; Y3)
где S2 - совокупность культур отделов, входящих в данное
направление;
Y3 – специфические для данного направления элементы культуры
корпорации.
Подсистемой 4-го уровня является культура корпорации:
S4 = ({ S3 }; Y4)
где S3 – совокупность культур направлений, по которым
осуществляется деятельность корпорации;
Y4 – специфические для данного уровня элементы культуры,
направленные в корпорации.
На микроуровне системное морфологическое описание культуры корпорации можно представить в виде:
S = ({ S1}; { Y2 }; { Y3 }; { Y4 })
То есть КК корпорации характеризуется: множеством индивидуальных деловых культур сотрудников корпорации; множеством элементов культуры в отделах, подразделениях корпорации; множеством элементов культуры во всех направлениях; элементами культуры в корпорации.
В свою очередь, деловая культура сотрудника (Х) характеризуется следующими параметрами:
- психологические свойства сотрудника (система ценностей, характер, темперамент);
- профессиональные данные, определяющие возможность творческой работы и стиль поведения (квалификацию, опыт, знания и т.п.);
- социальные параметры, определяющее отношение сотрудника к работе, к корпорации, к обществу.
К элементам культуры отдела, подразделения (Y2) относятся следующие:
- характеристика системы ценностей, целей, заданий подразделения;
- параметры, характеризующие условия для творческого труда;
- параметры, характеризующие практику взаимоотношений сотрудников подразделения, их сплоченность;
- параметры, описывающие характер, стиль руководства персоналом подразделения (степень демократичности, открытости, участие сотрудников в выработке решений и т.п.);
- параметры, характеризующие отношение сотрудников к условиям труда (организации рабочего места, санитарно-гигиеническим условиям и т.п.);
- параметры, характеризующие отношение сотрудников к системе оплаты труда;
- параметры системы «культурного отбора» при поступлении на работу;
- параметры системы адаптации новых сотрудников в подразделении;
- параметры системы продвижения по службе (служебного роста);
- параметры системы увольнения и работы с ветеранами корпорации;
- параметры системы информированности сотрудников подразделения;
- параметры, описывающие характер неформальных отношений в подразделении;
- параметры, характеризующие традиции и ритуалы, существующие в подразделении.
Культура специфических элементов направлений включает:
- характеристику системы ценностей, интересов, целей и задач направления;
- параметры, описывающие характер взаимоотношений между подразделениями данного направления (данных участников);
- параметры, характеризующие информированность сотрудников о жизни, проблемах направления;
- параметры, характеризующие правильность роли и вклада каждого подразделения (участника) в работу направления;
- параметры, характеризующие традиции и ритуалы, существующие в направлении (дополнительно к традициям и ритуалам подразделений);
- параметры, описывающие специфические элементы отдельных специализированных направлений (в частности, внешнефирменных отношений);
- параметры, описывающие характер взаимоотношений корпорации с клиентами;