Пример, иллюстрирующий необходимость применения комплексной системы управления качеством

Как пример, подтверждающий необходимость применения эффективных, хорошо структурированных комплексных систем управления качеством, можно привести систему качества, развивающуюся непоследовательно и бессистемно в одной круп­ной фирме по производству широкого ассортимента электрон­ной продукции, различных силовых механических установок Заказчиками этой фирмы были промышленные предприятия, правительственные организации и отдельные потребители.

Фирма в течение буквально одного месяца вынуждена была решать со многими заказчиками проблемы качества, связанные с рассмотрением исков об юридической ответственно­сти за низкое качество выпускаемой продукции и возврат из­делий.

Особую озабоченность вызывало недопонимание проблемы качества руководством, по мнению которого «качество в фирме являлось объектом неослабного и постоянного внимания». Однако отсутствие эффективных управленческих рычагов не позволяло проводить мероприятия, обеспечивающие прямое и положительное воздействие на качество выпускаемой продукции. Необходимо было безотлагательно решить проблему взаимоувязки качества с производственным процессом и сметой рас­ходов.

В результате принятых мер товарооборот фирмы значительно увеличился, шире стал ассортимент производимых продукции и услуг. Однако система качества, хотя и дополнялась многими новыми методами обеспечения качества, оставалась в своей основе неизменной. Так, в фирме руководствовались традиционным подходом к управлению качеством, суть кото­рого заключалась в отсутствии организационной взаимоувязки между проектированием и производством изделия, ориентации на обеспечение соответствия изделия техническим условиям, которые не были достаточно четко сформулированы и не отвечали в достаточной мере требованиям потребителя. Кроме того, затраты на управление качеством были явно недоста­точны, что не позволяло проводить предупредительные меро­приятия, исключающие производство продукции неудовлетво­рительного качества на таких важных этапах, как проектиро­вание изделия и планирование производства.

В фирме было подготовлено объемистое руководство по управлению качеством, включающее ранее разработанные и некоторые новые инструкции по контролю качества. В связи с этим считалось, что система управления качеством функцио­нирует. Однако это руководство в основном пылилось на пол­ках и не оказывало повседневного воздействия на деятельность фирмы в области улучшения качества продукции.

В фирме был назначен руководитель отдела обеспечения качества. Однако его обязанности носили общий характер и, несмотря на подотчетность вышестоящему руководству, его права и степень влияния на практическую деятельность в об­ласти качества не были четко обозначены.

Характерной особенностью организации работ в области качества являлась обособленная, а не взаимосвязанная деятельность всех служб. Инженеры-конструкторы пытались сде­лать все от них зависящее на этапе предпроизводственного ис­следования изделий. Ответственные за закупку материалов об­суждали значение качества во время переговоров с поставщи­ками, зачастую не касаясь вопросов, относящихся к качеству входного материала. Производственная служба, укомплектован­ная новыми сотрудниками и переживающая трудности, связан­ные с высокой текучестью кадров, старалась пробудить в них чувство ответственности за качество выпускаемой продукции, однако эффективность этой работы снижалась из-за отсутствия систематического планирования контроля производствен­ного процесса. Служба контроля отбраковывала большое ко­личество входного материала, ориентировалась в своей дея­тельности на программу проверки соответствия готовой про­дукции, не обеспечивая при этом сокращения объема выпуска продукции неудовлетворительного качества.

Перейти на страницу: 1 2

Разделы