Трудовые конфликты и их разрешение

Конфликт

является крайним выражением противоречий в социально-трудовых отношениях. Наиболее явными формами трудовых конфлик­тов являются трудовые споры, забастовки, массовые увольнения.

Трудовой конфликт

— это противоречие организационно-трудовых от­ношений, принимающее характер прямых социальных столкновений между индивидами и группами работников.

Субъекты конфликта

– индивиды и группы, имеющие прямое или косвенное отношение к конфликту.

Субъекты конфликта делятся на сле­дующие категории:

- первичные агенты;

- присоединившиеся участники;

- среда

и образуют социальную структуру трудового кон­фликта.

Трудовой конфликт имеет негативные последствия:

- усиление настроения враждебности, увеличение доли недоброжела­тельных высказываний и взаимных оценок, ухудшение социального самочувствия и самосознания людей в трудовой среде;

- свертывание деловых контактов вопреки функциональной необходи­мости, предельная формализация общения, отказ от открытых комму­никаций;

- падение мотивации к труду и фактических показателей трудовой дея­тельности вследствие негативного настроения, недоверия, отсутствия гарантий;

- ухудшение взаимопонимания и ненормальные, установочные разно­гласия «по пустякам» во взаимодействиях, переговорах, контактах и т. д.;

- умышленное сопротивление желаниям, действиям и мнениям других, даже если в этом нет личностной необходимости и смысла; поведение «наоборот», т. е. по принципу противоречия; демонстративное бездей­ствие, невыполнение, несоблюдение взаимных обязательств, догово­ренности из принципа;

- умышленное и целенаправленное деструктивное поведение, т. е. уста­новка на разрушение и подрыв определенных общих связей, организа­ции, культуры и традиций;

- разрушение положительной социальной идентификации, неудовлетво­ренность принадлежностью к данной трудовой группе, организации, дискредитация связей и отношений в принципиальном плане; уста­новки на индивидуалистическое поведение;

- фактические потери времени, отвлечение от работы или не использование благоприятной ситуации, возможности и шанса добиться чего-либо из-за борьбы и споров, бессмысленные затраты сил и энергии на вражду и конфронтацию;

- не разрешение, а «запутывание» каких-либо проблем.

Перечисленные негативные последствия трудового конфликта мож­но рассматривать также как универсальные показатели, признаки кон­фликтной ситуации.

Можно выделить позитивные функции трудового конф­ликта:

- информационная (только через конфликт становится открытой ин­формация, которая функционально необходима всем или многим);

- социализация (в результате конфликта индивиды получают социаль­ный опыт, знания, которые недоступны в обычных условиях);

- нормализация морального состояния (в конфликте разрешаются на­копленные негативные настроения, происходит очищение моральных ориентации;

- инновационная (конфликт вынуждает, стимулирует изменения, де­монстрирует их неизбежность; через конфликт официально признает­ся какая-то проблема).

Причины трудовых конфликтов, прежде всего можно разделить на объек­тивные

и субъективные.

Объективные организационно-трудовые причины конфликтов предполагают две ситуации: определенный принцип органи­зации либо должен быть отменен вообще в целях разрешения трудового конфликта, либо просто усовершенствован в деталях, способах реализа­ции и т. д.

Трудовой конфликт может основываться на субъективных особеннос­тях и состояниях индивидов и групп. Более того, индивиды и группы иногда привносят в свои организационно-трудовые отношения внешние конфликтные настроения, возникающие за пределами труда.

Перейти на страницу: 1 2 3

Разделы