На основании факторного анализа рентабельности, приведённого в таблице И.16, можно сделать следующие выводы:
- в результате увеличения выручки от реализации на 802 968 руб., рентабельность продаж выросла на 14,55%;
- в результате увеличения себестоимости производимой продукции на 694526 руб., рентабельность продаж снизилась на 14,15%;
- в результате роста коммерческих расходов на 254 736 руб., рентабельность продаж снизилась на 5,19%;
- в результате совокупного влияния всех вышеперечисленных факторов, рентабельность продаж в 2005 году снизилась на 4,79%.
Основные проблемы, выявленные в ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности
В результате проведённого анализа финансово-хозяйственной деятельности ООО ПФ «Приозерск-Лес» можно сделать вывод, что в целом положение предприятия неустойчивое, высока вероятность банкротства.
Структура баланса является неудовлетворительной. Произошло увеличение стоимости имущества данного предприятия в пользу повышения удельного веса текущих активов. Негативным моментом является отсутствие развития производственной базы (отсутствие капитальных вложений). Рост оборотных средств предприятия в 2005 году свидетельствует о расширении производства. Структура оборотных средств предприятия на конец 2005 года является удовлетворительной, хотя стоит обратить внимание на низкий удельный вес денежных средств и очень высоки удельный вес дебиторской задолженности в составе оборотных активов. Необходимо проводить постоянную работу с дебиторами для своевременного возврата ими долга предприятию. Заёмные источники преобладают над собственными. Показатель себестоимости в 2005 году вырос в абсолютном и относительном выражении.
Баланс предприятия не является ликвидным. Остальные показатели так же находятся на достаточно низком уровне. К тому же прослеживается тенденция их дальнейшего снижения.
Очевидно, что предприятию необходимо принять меры по стабилизации своей деятельности.
Одной из причин возникновения выявленных отрицательных тенденций функционирования предприятия может являться неэффективное функционирование организационной структуры и системы управления, схемы которых представлены на рисунках Ж. 2 и Ж. 1 соответственно. Система управления ООО ПФ «Приозерск-Лес» не отражает стратегических целей и задач предприятия. При явных попытках работы на потребителя, а значит следования маркетинговой концепции, фирма не имеет отдела маркетинга и чёткой ориентации отдела сбыта. Данная организационная структура отражает этап зарождения и первый этап развития фирмы.
Так как ООО ПФ «Приозерск-Лес» производит продукцию исходя из объёма заказов, необходимо постоянно отслеживать изменяющиеся запросы потребителя. В связи с ростом рынка строительной фурнитуры и рынка деревообработки вообще, появляется потребность в новых товарах, в новых материалах. Необходимо отслеживать эти тенденции и своевременно обновлять ассортимент.
В таблице 1 представлена структура реализации продукции по ассортиментным позициям за 2003-2005 года.
Таблица 1 - Структура реализации продукции ООО ПФ «Приозерск-Лес»
Наименование ассортиментной позиции |
Реализация ассортиментной позиции относительно общего объёма реализации, % | ||||
2003 |
2004 |
Изменение за период |
2005 |
Изменение за период | |
Брусок |
21,13 |
13,56 |
-7,57 |
8,75 |
-4,81 |
Вагонка ЭКСТРА |
33,21 |
22,59 |
-10,62 |
7,51 |
-15,08 |
Добор |
1,27 |
3,87 |
2,60 |
4,54 |
0,67 |
Коробка дверная |
11,46 |
17,84 |
6,38 |
25,17 |
7,33 |
Наличник |
24,47 |
35,12 |
10,65 |
43,46 |
8,34 |
Плинтус |
0,94 |
1,23 |
0,29 |
0,29 |
-0,94 |
Штапик |
7,52 |
5,79 |
-1,73 |
10,28 |
4,49 |
итого |
100,00 |
100,00 |
100,00 |