Ø постоянный мониторинг деятельности конкурентов: ценовой, ассортиментной, коммуникативной политики; открытия ими новых торговых точек;
Ø отслеживание входа на рынок новых компаний;
Ø поиск наиболее перспективных районов для открытия новых филиалов;
Ø контроль изменения в уровне доходов покупателей;
Ø привлечение покупателей, делающих покупки у конкурентов;
Ø повышение лояльности существующих покупателей;
Ø регулярная оценка удовлетворенности покупателей.
Для проведения SWOT-анализа рассмотрим факторы сильных и слабых сторон, возможности фирмы и угрозы, возникающие в связи с наличием этих факторов. По каждому фактору рассчитаем среднюю экспертную оценку и отклонение возможностей от угроз. Тем самым мы сможем определить, какие мероприятия необходимо проводить компании в первую очередь (см. таблица 3.1.)
SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы.
Необходимо отметить, что SWOT-анализ - лишь один из возможных подходов к формированию стратегии предприятия. Наиболее полной картина будет, если в сочетании со SWOT-анализом менеджер попытается применить и другие методы стратегического планирования (сценарное планирование, матрицу БКГ).
Итак, сравнивая фирму «Стоун-Сервис-Нева» с ее конкурентами, можно выделить ее сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Стратегия строится на сильных сторонах и возможностях. Необходимо уменьшить влияние слабостей и угроз.
SWOT
-
Analyse
Сильные стороны фирмы |
Возможности фирмы |
Ø Активная роль маркетинга Ø Наличие собственной площади и сервисного центра Ø Гибкая ценовая политика Ø Наличие опыта работы с покупателями Ø Налаженные связи с рядом камнедобывающих и камнеобрабатывающих предприятий Ø Наличие благоприятного имиджа компании Ø Наличие дочерних компаний, занимающихся маркетингом и сбытом Ø Наличие высококвалифицированных специалистов Ø Возможность быстро осваивать новые виды товаров, поступающие из Европы и Китая |
Ø Внедрение СRM Ø В перспективе расширение территории площади фирмы Ø Открытие филиала в Москве Ø Получение больших скидок от европейских поставщиков |
Слабые стороны фирмы |
Угрозы внешней среды |
Ø Последнее время возникли проблемы с качеством АШК из Китая (качество ниже среднего) Ø Текучесть кадров (20%) Ø Расположение фирмы на окраине города Ø Тесное помещение |
Ø Нестабильность курса доллара (закупочные цены привязаны к $, а продают в рублях) Ø Угроза усиления конкуренции на внутреннем рынке Ø Происходит изменение политики поставщиков |
Таким образом, для достижения своих целей компании необходимо в первую очередь использовать возможности сильных сторон, а именно продвигать магазины как единую сеть, искать способы эффективного управления большим потоком покупателей, который возникает благодаря расположению магазинов в зонах высокой проходимости. Необходимо осуществлять реализацию мероприятий, направленных на выделение из общей массы соседних магазинов, использование мерчандайзинга для повышения объема продаж за счет спонтанных покупок, направление потоков покупателей внутри магазина, поддерживать цены на уровне ниже, чем у конкурентов и обращать особое внимание на работу персонала передней линии.
Для оценки конкурентоспособности «Стоун-Сервис-Невы» был выбран метод комплексной оценки товарных систем МКОТС, как один из наиболее приемлемых и объективно оценивающих ситуацию методов, рассмотренных в п. 2.3.1 настоящей работы.
В 2005 году было проведено соответствующее исследование в виде опроса (см. приложение 2 – опросный лист) среди посетителей. Всего было опрошено 200 респондентов, с разделением времени опроса на будни и выходные. Результаты опроса фиксировались в базе данных и обрабатывались. Данныйметод комплексной оценки позволил оценить:
Ø существующее положение фирмы,
Ø выявить основных конкурентов,
Ø значимость для потребителя отдельных составляющих факторов, как в самой организации, так и у потенциальных конкурентов,
Ø степень удовлетворенности потребителей предлагаемым ассортиментом товаров.