где HHI – индекс Херфиндаля-Хиршмана;
qi – доля продаж данной фирмы в объеме сбыта отрасли.
Если доли фирм на рынке одинаковы, HHI принимает значение равное 1/n (n – число фирм). Если на рынке действует одна фирма, то индекс будет равен единице. То есть, индекс принимает значения в пределах 1/n < HHI < 1. Чем меньше индекс, тем меньше концентрация на рынке. Для упрощения расчетов индекса в него включают 50 крупнейших предприятий отрасли. Высокой считается концентрация, когда индекс превышает величину 0,18.
Индекс Тобина рассчитывается по следующей формуле[19]:
|
где, q – индекс Тобина;
P – рыночная стоимость фирмы;
K – восстановительная стоимость активов фирмы.
Восстановительная стоимость активов фирмы показывает альтернативные издержки возмещения факторов производства в данный момент для данного способа применения ресурсов. Для конкурентного рынка альтернативные издержки выравниваются по всем направлениям использования ресурсов, так что P=K и q=1. Если индекс Тобина больше единицы, то фирма обладает определенной рыночной властью, чем он больше, тем сильнее власть фирмы. Если q<1 – фирма находится в неблагоприятном положении.
Каждый индекс или коэффициент имеет свои преимущества и недостатки. В зависимости от ситуации предпочтение может быть отдано тому или иному показателю. Сравнительная характеристика предложенных вниманию показателей представлена в приложении 2.
Результатом диагностики конкуренции на рынке может служить построение «конкурентной карты»[20]. Она позволяет определить типовые стратегические положения фирмы. Для построения карты необходимо рассчитать рыночную долю фирмы (S) и темп её прироста (Ts) по следующим формулам:
|
где S – рыночная доля фирмы;
V – потенциальные ресурсы фирмы;
Vm – объем рынка.
|
где Ts – темп прироста рыночной доли;
S' – значение рыночной доли на конец анализируемого периода;
S – значение рыночной доли на конец базисного периода.
На основе этих данных фирмы распределяются на 16 групп в зависимости от полученных значений (см. табл. 2.4)[21].
Таблица 2.4
Конкурентная карта рынка
Классификация по темпу роста рыночной доли,Ts |
Классификация по рыночной доле, S | |||
I. Лидер |
II. Сильная конкурентная позиция |
III. Слабая конкурентная позиция |
IV. Аутсайдер | |
I. Быстрое улучшение конкурентной позиции |
1 |
5 |
9 |
13 |
II. Улучшение конкурентной позиции |
2 |
6 |
10 |
14 |
III. Ухудшение конкурентной позиции |
3 |
7 |
11 |
15 |
IV. Быстрое ухудшение конкурентной позиции |
4 |
8 |
12 |
16 |
С помощью данной карты можно достаточно точно определить соотношение сил на рынке и выявить первоочередные маркетинговые задачи по изменению положения фирмы на рынке, установить потенциальных конкурентов, выработать рекомендации по формированию конкурентной стратегии.