Диагностика состояния конкуренции на рынке потребительских товаров

Такой анализ позволяет не только определить позицию хозяйствующего субъекта на выбранном отраслевом рынке целевых потребителей, но и разработать стратегические цели по укреплению, либо изменению позиции, исходя из ожидаемых изменений элементов внешней микросреды как факторов конкурентной.

Однако кроме внешней среды микроуровня на производственно-хозяйственные и финансово-экономические результаты деятельности оказывают влияние и элементы внешней макросреды. Методика анализа степени влияния факторов макросреды получила название PEST или, иначе, STEP-анализа. Так, обозначение STEP соответствует первым буквам названия макросред: S (С) – социальная среда; T (Т) – техническая (научно-техническая) среда; E (Э) – экономическая среда; P (П) – политическая среда.

Сопоставляя эти среды с принятыми в маркетинге элементами внешней макросреды можно идентифицировать социальную среду с демографической и культурной. Более подробно я рассмотрю это в теоретической части.

Диагностика конкурентной среды, по мнению Багиева Г.Л., является «важнейшим звеном всего процесса маркетинговых исследований»[15] и включает следующие этапы:

Ø выявление потенциальных конкурентов на данном рынке;

Ø сбор информации;

Ø обработка стоимостных и финансовых показателей;

Ø определение типа выбранного рынка;

Ø расчет основных рыночных показателей;

Ø определение рыночных долей фирм;

Ø расчет интенсивности конкуренции;

Ø расчет степени монополизации рынка;

Ø анализ динамики рыночных долей;

Ø построение конкурентной карты рынка;

Ø выявление стратегических положений фирм;

Ø прогнозирование стратегии конкуренции.

Важную роль здесь играет анализ состояния рыночной структуры и рыночной власти фирмы, которые характеризуются несколькими показателями и используются в конечном итоге при анализе конкурентного положения фирмы и выработке дальнейшей стратегии развития:

Ø Индекс Бейна (степень использования денежной единицы инвестиций);

Ø Индекс Лернера (уровень монополизации рынка);

Ø Индекс Тобина (диагностика положения фирмы на рынке);

Ø Индекс концентрации (диагностика структуры рынка, рыночных долей);

Ø Индекс относительной концентрации (диагностика структуры рынка);

Ø Индекс Херфиндаля-Хиршмана (определение концентрации на рынке);

Ø Коэффициент энтропии (уровень монополизации рынка);

Ø Коэффициент вариации рыночных долей (распределение рыночных долей);

Ø Коэффициент Джини (неравенство распределения доходов);

Ø Ранговый индекс концентрации (индекс Холла-Тайдмана, индекс Розенблюта): уровень концентрации на рынке.

Наиболее популярным среди экономистов является индекс Херфиндаля-Хиршмана, так как он прост для вычисления и толкования. Рассмотрим, кроме того, еще несколько достойных внимания в рамках данной темы индексов: индекс Тобина, индекс концентрации, коэффициент относительной концентрации.

Индекс концентрации находится по формуле[16]:

CR

k = Σ qi

где CRk – индекс концентрации;

qi – доля продаж данной фирмы в объеме выпуска отрасли.

Фактически является суммой рыночных долей k крупнейших продавцов рынка. Как правило, его значение находят для трёх или четырёх крупнейших фирм рынка. Такие индексы получили название соответственно трёх- и четырёх дольных. Рынок считается неконцентрированным при значениях индекса для трёх фирм ниже 45%, умеренно концентрированным при 45-70% и высококонцентрированным при значении более 70%.

Коэффициент относительной концентрации рассчитывается по формуле[17]:

K = b / a

где K – коэффициент относительной концентрации;

b – доля крупнейших предприятий рынка в общей сумме предприятий;

a – доля продукции этих предприятий в общем объеме выпускаемой продукции.

Измеряется в абсолютных значениях. При К>1 концентрация отсутствует и рынок является конкурентным; при К<1 наблюдается высокая степень концентрации на рынке.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана находится по следующей формуле[18]:

HHI =

Σ qi²

Перейти на страницу: 1 2 3

Разделы