Для того, чтобы добиться успеха необходимо правильно выбрать цели. У каждой фирмы, у каждого менеджера есть одна основная, важнейшая цель, которая разбивается на множество небольших промежуточных целей низшего уровня, достижение которых обеспечивает достижение цели более высокого уровня и, в конечном счете, высшей цели. Нужно устанавливать ясные согласованные между собой цели, которые могут быть обращены в непосредственные действия, чтобы их можно было непосредственно планировать.
Для достижения и определения целей часто используют ситуационный анализ. Он представляет собой своего рода определенный список средств для достижения целей и позволяет выяснить, что следует поощрять (т.е. выделяет сильные стороны) и над чем ещё надо работать (слабые стороны).
Путём анализа своих способностей менеджер определяет, что вообще он может сделать, т.е. каким личным потенциалом для достижения своих целей он располагает. С другой стороны, менеджер должен ясно представлять себе свои слабости, чтобы избегать действий, которые могут способствовать проявлению подобных «качеств», или принять меры к избавлению от этих недостатков. «Знать свои слабости – значит укреплять свои сильные стороны».
Формулирование целей – это установка сроков воплощения целей и формулирование желаемых результатов. Это последняя ступень при постановки целей, когда формулируются конкретные практические задачи для последующей стадии планирования.
Нельзя брать на себя слишком много, чтобы не погрязнуть в невыполненных делах. Следует устанавливать краткосрочные цели, согласованные с достижением долгосрочных глобальных целей. Нельзя ставить перед собой невыполнимые в принципе или за определенный срок задачи. Это, разумеется, не значит, что вы должны ставить перед собой легко воплотимые в жизнь цели. Вы должны требовать от себя и других выполнения только достижимых целей.
Вторая функция самоменеджмента – это планирование использования времени.
Планирование означает подготовку к реализации целей и структурирование (упорядочение) времени, оно призвано обеспечить аккуратное использование времени. Чем лучше распределено (т.е. спланировано) время, тем лучше оно может быть использовано в личных и профессиональных интересах руководителя. Нужно планировать использование ограниченного времени для достижения поставленных целей.
Главное преимущество, достигаемое путем планирования работы, состоит в том, что планирование времени приносит выигрыш во времени. Общий практический опыт на производстве показывает, что увеличение затрат времени на планирование приводит в конечном счете к экономии времени в целом.
Очевидно, затраты времени на планирование не могут бесконечно увеличиваться, существует оптимум, после которого дальнейшее увеличение времени на планирование становится неэффективным. От общего планового периода (год, месяц, неделя, день) надо максимально 1% времени тратить на планирование.
Любой план должен подлежать выполнению, что обуславливает принятие решений – такова третья функция самоменеджмента.
Принятие решений – это выбор первоочередных задач и дел. Принять решение означает установить приоритетность, т.е. определить, какие задачи имеют первостепенное, второстепенное и т.д. значение.
Основные проблемы руководителей заключаются в том, что они пытаются сразу выполнить слишком большой объем работ и распределяют свои силы на отдельные, часто несущественные, но кажущиеся необходимыми дела.
Менеджеры должны стремиться к тому, чтобы, успевая решать во время рабочего дня множество разных текущих вопросов, в течение определенного времени заниматься только одной-единственной задачей, всегда завершать за один раз только одно дело, но последовательно и целеустремленно. Предпосылками для такой работы служат принятие однозначного решения о первоочередности важных дел, составление списка приоритетов на основе этого решения и соблюдение его. Сознательное установление однозначных приоритетов, последовательное и системное выполнение задач, включенных в план, в соответствии с их очередностью поможет: