Таким образом, ключевой задачей правительства является не “оживление промышленности и переход к экономическому росту”, а стабилизация ситуации - снятие наиболее острых кризисных экономических проявлений и удержание уровня жизни населения. Срок реализации этой задачи ограничен двумя - тремя месяцами.
С учетом скорости распространения волны инфляции, идущей из Москвы в регионы, и масштабов снижения товарных запасов, первый пик кризиса системы жизнеобеспечения населения придется на конец сентября - начало октября. При этом возможности управления в кризисной фазе определяются теми ресурсами, которыми реально располагает правительство. Необходимо признать, что их объем критически недостаточен для того, чтобы радикально улучшить ситуацию.
Существующие организационные структуры и кадры не приспособлены для управления в кризисной ситуации. В то же время, властно-политические полномочия правительства, ограниченные Конституцией и реальной конфигурацией политических игроков, не позволяют осуществить их быструю перестройку. При этом неизменность правового поля (в первую очередь Конституции) является императивом действий власти, поскольку именно это является сейчас важнейшим фактором, препятствующим региональному сепаратизму.
Валютные резервы, составлявшие в начале сентября 7-8 млрд. долл. (без учета драгметаллов), едва обеспечивают выплаты по внешнему долгу, необходимые для того, чтобы избежать суверенного дефолта. Возможности их пополнения ограничены тем, что за последний месяц экспортно-финансовый сектор превратился в “черную дыру”, через которую происходит масштабная утечка капитала.
Информационные ресурсы (СМИ) в значительной мере неподконтрольны правительству. Как показывает контент-анализ, ряд СМИ уже начал формировать негативный образ нового кабинета как элемента “ползучего левого переворота”, ассоциации нового правительства с ситуацией краха потребительского рынка 1991 г.
Правительство не располагает достаточной коалиционной и политической поддержкой, которая обеспечивала бы осуществление “сильных действий” даже в рамках действующего законодательства (проведение национализации, банкротств и санаций и т. п.). В случае таких действий можно ожидать формирования единого фронта регионов, экспортеров и финансовых олигархов, направленного против правительства. В то же время политическая поддержка правительства левым крылом достаточно условна и будет ослабевать в случае усиления кризиса и/или по мере приближения парламентских и президентских выборов.
На первый план в ближайшее время выходят следующие десять целей антикризисной стратегии.
1. Расширение коалиционного потенциала правительства. Создание механизма солидарной (консолидированной) ответственности правительства, регионов, производственных и финансовых корпораций и профсоюзов за преодоление острой фазы кризиса. Обеспечение позитивной и конструктивной позиции СМИ.
2. Предотвращение масштабного спада уровня жизни, поддержка потребления и функционирования социальной инфраструктуры. Создание универсального (по отношению к регионам) механизма индексации доходов населения и ресурсного обеспечения товарооборота.
3. Обеспечение функционирования платежно-расчетной системы.