Анкета определения мотивации к работе, как было упомянуто в начале главы, представляет собой ряд вопросов, которые можно в дальнейшем использовать для оптимизации работы данного человека - как мотивацию. Анкету можно дать для заполнения как всем претендентам на должность оператора пейджинговой связи, так и только тем, кто успешно прошел первые этапы собеседования. Приблизительный список вопросов таков:
1. Какой срок ориентировочно Вы планируете у нас проработать?
2. Напротив каждого дня недели укажите время, в которое Вам было бы удобно работать в этот день (не менее . часов). Если в этот день Вы не можете работать, поставьте прочерк.
день недели время, в которое Вам удобно будет работать
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
суббота
воскресенье
3. Укажите основные причины, по которым Вы выбрали эту работу: высокая заработная плата, удобный график, оптимальное сочетание заработной платы и графика, невысокая сложность работы, другое (укажите, что именно).
4. Оцените по 10-ти балльной шкале, насколько для Вас важен коллектив, в котором Вы работаете: 10 – коллектив является самым главным для хорошей работы, 1 - коллектив на Вас не влияет
Первый вопрос анкеты сразу делит всех кандидатов на две группы: людей, которые изначально пришли на эту работу на короткий срок, и длительное пребывание в компании их не интересует (основная масса - студенты), и людей, ищущих постоянную работу.
Второй вопрос позволяет не только составлять график работы с учетом пожеланий сотрудников. Само наличие такого вопроса поднимает привлекательность данной компании в глазах потенциальных сотрудников, так как они получают возможность регулировать свой режим занятости, что является определяющим при выборе работы для очень многих категорий работников (студентов, женщин с детьми и т.п.). Формулировку данного пункта можно модифицировать следующим образом: "Напротив каждого дня недели укажите время, в которое Вам было бы удобно работать в этот день (не менее . часов) в течение текущего месяца." Подобное изменение нуждается в пояснении для потенциальных сотрудников: для них уточняется, что при желании они могут изменить свой график работы через некоторое время (в данном случае – через месяц). Возможность изменения своего графика работы будет удобной прежде всего для студентов, но может создать помехи в работе компании, поскольку придется часто составлять новые графики. Поэтому оптимально предоставлять возможность изменения графика занятости через относительно большой промежуток времени (например, через три-четыре месяца.) В любом случае кандидаты на должность должны знать о подобных возможностях – это повышает их мотивацию к работе в данной компании.
Третий пункт анкеты показывает мотивационные установки сотрудника. Особое внимание нужно проявить к сотрудникам, указавшим в качестве причины "невысокую сложность работы", так как работа на самом деле достаточно сложна, и подобным сотрудникам нагрузка может показаться неожиданно высокой, спровоцировав их уход.
Последний вопрос представляет собой альтернативу стандартному тесту ориентированности человека в работе: на себя, на результат, на коллектив. В зависимости от того, что для данного человека является определяющим в рабочей деятельности, можно корректировать условия труда и отдыха. Если человек ориентирован в трудовой деятельности на самого себе (личный успех; повышение профессиональных качеств; карьера для себя, вне зависимости от необходимости подобной деятельности) мотивацией к хорошей работе для него будет заработная плата и возможность личностного роста. При ориентированности на результат интерес к работе можно подогреть постоянными поощрениями, материальными или моральными, с непременным указанием, что "благодаря Вам у нас улучшилось ." Такие люди должны считать, что они делают важную работу и видеть перспективу роста. Но ориентированных на результат среди кандидатов на должность оператора пейджинговой связи немного, поскольку данная профессия не считается карьерной.