Текучесть кадров – больной вопрос многих компаний. С одной стороны, частые увольнения сотрудников создают множество проблем: необходимость частого проведения собеседований, временнЫе и материальные затраты на обучение новых сотрудников, сложные отношения в коллективе в связи с его постоянной обновляемостью. С другой стороны, при правильном использовании, казалось бы негативная тенденция открывает возможности для более удачной комплектации штата сотрудников – в случае, когда более сильным сотрудникам предоставляются права и привилегии, делающие для них работу в данной компании привлекательной. Даже если это не сократит число увольняющихся сильных сотрудников, престиж работы в данной компании повысится, что позволит поднять планку отбора сотрудников и, соответственно, требования к работе.
Специфика должности оператора пейджинговой связи в том, что эта должность может подразумевать как полную, так и частичную занятость. Поэтому текучесть кадров неизбежна, и она всегда будет выше, чем на предприятиях, изначально ориентированных на полную занятость работников. Но возможно снижение текучести кадров до какого-то реального минимума. Существенную помощь в этом может оказать корректно построенная процедура отбора операторов пейджинговой связи и четкие, грамотно построенные анкеты с грамотным анализом результатов анкетирования.
Анкета по личным данным кандидата на должность оператора пейджинговой связи является удобной формой обобщения результатов тестирования кандидата, по которой далее делается заключение о прохождении кандидатом первого этапа отбора в компанию. Оптимально для каждого кандидата на должность оператора составить три отдельных анкеты:
1. Анкета по персональным данным кандидата на должность оператора пейджинговой связи (см. Приложение 1).
2. Результаты тестов на профессиональную пригодность кандидата на должность оператора пейджинговой связи (см. Приложение 2).
3. Анкета определения мотивации к работе.
Первая и третья анкеты предоставляются для заполнения самому кандидату на должность оператора пейджинговой связи. Кроме общих вопросов (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства) в первую анкету включаются вопросы об уровне образования и дополнительных навыках. Вторую анкету заполняет сотрудник, проводящий собеседование, по результатам прохождения кандидатами соответствующих тестов. Данные первой и второй анкет применяются для решения о соответствии кандидата должности оператора пейджинговой связи. По данным третьей анкеты прогнозируется работа данного сотрудника в компании и способы повышения его мотивации для длительной и качественной работы. Данная анкета применяется не столько на этапе отбора операторов, сколько в ходе их дальнейшей работы. При этом с ее помощью уже на этапе отбора можно прогнозировать, какое время ориентировочно проработает в компании каждый из операторов в случае его принятия на эту должность и, при возможности, не принимать на работу кандидатов с высокой вероятностью скорого увольнения.
Для удобства обработки информации все результаты тестов вносятся в анкету по профессиональной пригодности кандидата на должность оператора пейджинговой связи (см. Приложение 2). Помимо непосредственного определения соответствия кандидата должности оператора пейджинговой связи, обобщенные результаты позволяют выявить "больные точки": причины, по которым данный человек может в дальнейшем покинуть работу (не справится, заранее считает ее временной, слишком честолюбив и т.п.) Можно построить "личный профиль" - график с учетом всех анкет, где нижними точками будут отмечаться потенциально "опасные" ответы: высокая утомляемость, агрессивность, низкая скорость печати или грамотность, уверенность, что работа несложная и т.п. Анкета может сыграть существенную роль для повышения мотивации к работе у определенных операторов.