Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, участвовавшего в их разработке и принятии. В связи с этим при изучении между собой процесс разработки решений и индивидуальные качества управляющего субъекта.
В тоже время, данное направление весьма незначительно с проблемой собственного принятия управленческого решения и практически не выделено самостоятельного предмета изучения. В большей степени исследованы такие вопросы, как зависимость эффективности управленческой деятельности от индивидуальных качеств субъекта; проблема управленческих решений и организаторских особенностей: зависимость стиля руководителя; проблемы связанные с подбором, оценкой и аттестацией управленческих кадров. Конечно, имеются веские аргументы в пользу того, чтобы предположить возможность использования результатов всех этих исследований и при изучении процесса принятия управленческого решения.
Как показал анализ имеющихся исследованных данных в предыдущих главах, весьма важным аспектом психологии процесса принятия управленческого решения является проблема стиля руководства и его взаимосвязи с процессом разработки и принятий решений, (таблица 2).
Таблица 2
Взаимосвязь стиля руководства с процессом принятия управленческого решения
Стадии процесса принятия управленческого решения |
Стили управления | ||||
Автократический |
Демократический |
Либеральный | |||
1.Анализ ситуации |
Дает распоряжение специалистам |
Дает распоряжение специалистам |
Дает распоряжение специалистам | ||
2.Идентификация проблемы |
Дает распоряжение специалистам |
Начинает обсуждение с заместителем начальника |
Решает проблемы занимаются руководители на местах, а основной руководитель старается уйти в тень | ||
3.Определение критериев |
Сам определяет критерии выбора и ни с кем не обсуждает |
Определяет критерии с привлечением собственников |
Соглашается с тем, что ему предлагают | ||
4.Разработка альтернатив |
Собирает информацию, которую представляют специалисты |
Предлагает разработать сотрудникам альтернативы, а сам занимается тем же |
Разработкой альтернативы занимаются сотрудники | ||
5.Выбор наилучшей альтернативы |
Сам выбирает альтернативу, которая по его мнению наилучшая |
Во время обсуждения выбирает наилучшую альтернативу |
Соглашается с тем, что ему предлагают | ||
6.Согласование решений |
Принимает решения единолично |
Добиваться согласия с сотрудниками всей организации |
Соглашается с тем, что ему предлагают | ||
7.Управление реализацией |
Приказывает подчиненным реализовать решение |
Устанавливает кто, где, когда и как должен работать |
Предпочитает не вмешиваться | ||
8.Контроль и оценка результатов |
Будет контролировать каждый шаг подчиненных. |
Следить за тем, как реализуются решения |
Пред вмешиваться почитает не | ||