Контроль и оценка результатов.
Даже после того как решение окончательно введено в действие, процесс принятия решений не может считаться полностью завершенным, так как необходимо еще убедиться, оправдывается ли оно себя. Этой цели и служит этап контроля. Выполняющий в данном процессе функцию обратной связи. На этом этапе производится измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить.
Не следует забывать, что решение всегда носит временный характер. Срок его эффективности действия можно считать равным периоду относительно постоянства проблемной ситуации. За его пределами решение может перестать давать эффект и даже превратиться в свою противоположность – не способность решению проблемы, а обострять ее. В связи с этим основная задача контроля – современно выявлять убывающую эффективность решения и необходимости в его корректировке или принятию нового решения. Кроме того, осуществление этого этапа является источником накопления и систематизации опыта в принятии решений.
Проблема управленческих решений весьма актуальна, особенно для крупных бюрократических организаций. Можно принять немало разумных и полезных решений, но без рационально организационной системы контроля исполнения они останутся в « недрах делопроизводства» и не ожидаемого эффекта.
Вывод. Под технологией принятия решений понимается состав последовательность процедур, приводящих к решению проблем организации. В комплексе с методами разработки и анализа альтернатив.
Принятие решения - не одномоментный акт. А результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений - циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив. Выборе из них наилучшей и ее реализацию.
Одна из сложнейших процедур процесса принятия решения- идентификация решаемой проблем, поскольку в момент своего возникновения многие важные проблемы, слабо структурированы. т.е. не содержат очевидных целей, альтернативных путей их достижения и представлений о затратах и эффекте, связанны с каждым из возможных вариантов. Прежде чем проанализировать возможные альтернативы решения, менеджеру необходимо показать, по которым будут сравниваться варианты.
С точки зрения концепции принятия решений организационные формы должны быть подчинены достижению поставленных целей и процессу решения связанных с этим выбором.
Построить аппарат управления как механизм принятия - решений- значит определить в нем местонахождение и компетенцию центров принятия решений и наладить организационное взаимодействие на всех этапах процесса разработки, принятия и реализации решений.
Выделение в организационной структуре центров принятия решений связано с проблемой распределения полномочий и ответственности. с одной стороны, и с задачей использования ресурсов - другой.
На стадии подготовки управленческих решений проводится экономический анализ, ситуации, включающий поиск, сбор и обработку информации, в также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.
На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решении и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов: отбор критериев выбора оптимально решения, выбор наилучшего решения.