Основными методами контроля состояния процессов являются методы наблюдения и анализа процесса, психологического тестирования, методы социологических исследований (анкетирование, беседы, интервьюирование и др.), хронометрирование, изучение лицейской документации.
Контроль состояния процессов позволяет спрогнозировать будущие результаты либо выявить причины недостатков уже полученных результатов. Например, если выявлены пробелы в знаниях учащихся, то требуется установить причины этого. Здесь может быть использована и беседа с учителем, и проверка документации, тетрадей учащихся, классного журнала, и наблюдение работы учителя на уроке.
Практикуется использование включенного наблюдения учебно-воспитательного процесса и одновременно – его анализ. Особенности включенного наблюдения состоят в том, что проверяющий не вмешивается в ход процесса до его окончания и ставит задачи его коррекции перед самим педагогом. Однако, метод наблюдения не универсален, далеко не все можно пронаблюдать, то есть увидеть и услышать. В связи с этим, он часто используется в сочетании с другими методами: устной и письменной проверкой знаний, социологическим опросом, изучением документации и хронометрированием наблюдаемого процесса.
В контроле за состоянием процессов часто используется метод изучения документации и, прежде всего, планов. Этот метод, несмотря на его формальный характер, позволяет собрать наиболее надежную информацию. Он экономичен, так как с его помощью за короткие сроки можно проверить большой участок работы лицея. Однако данный метод не позволяет установить, насколько фиксируемое в документах действительно соответствует реальному, и установить возможные искажения.
Для того, чтобы реализация функции контроля в лицее была эффективной, контроль должен отвечать следующим общим принципам.
1. Принцип стратегической направленности контроля. Эффективный контроль должен отражать и поддерживать общие цели лицея.
2. Принцип соответствия делу. Контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности, объективно измерять и оценивать то, что действительно важно.
3. Принцип нормативов. Обязательным условием эффективного контроля является наличие объективных, точных и удобных для применения нормативов. Необходимо найти простой и конкретный способ определения степени выполнения запланированных задач.
4. Принцип контроля по критическим точкам. Эффективный контроль требует особого внимания к факторам, критическим для оценки степени выполнения плана.
5. Принцип существенных отклонений. Эффективность контроля повышается, если внимание сосредотачивается на отклонениях, имеющих некоторую критическую величину или относящихся к разряду исключительных.
6. Принцип действия. Контроль оправдан только тогда, когда отклонения от планов подвергаются затем корректировке.
7. Принцип своевременности контроля. Своевременность контроля заключается в определенной частоте проведения измерений или оценок, которая адекватно соответствует контролируемому явлению.
8. Принцип простоты контроля. Простейший контроль, с точки зрения тех целей, для которых он предназначался, — это наиболее эффективный способ контроля.
9. Принцип экономичности контроля. Любой контроль, который требует больше, чем дает для достижения целей, направляет работу по ложному пути.
Важной функцией контроля является также донесение его результатов до учащихся и персонала лицея. К сожалению, несмотря на наличие развитой информационной среды и всех необходимых ресурсов, реализация единой информационной базы лицея явно находится на недостаточном уровне. В начале календарного года лицей вступил в систему "NET Школа", позволяющую учителям, учащимся и их родителям получить необходимую оперативную информацию через сеть Интернет, а также автоматизировать многие рутинные процессы. Однако уровень использования даже этой системы невысок, многие родители и ученики о ней даже не знают, либо не получили к ней доступа. Учитывая потенциал лицея, подобная система могла и должна была появиться значительно раньше. В настоящее время требуется активно интегрировать имеющуюся систему в образовательный процесс, выявить ее достоинства и недостатки и приспособить к собственной информационной среде лицея.
Вывод:
Центральным объектом менеджмента школы является учебно-воспитательный процесс, но с иной точки зрения, нежели у педагогики. Важнейшими функциями менеджмента, реализующимися во внутришкольном управлении, являются планирование, мотивация и контроль. Планирование носит обязательных характер, но требует большего, чем формальный подход. Грамотно составленные учебные планы позволяют осуществлять эффективный управленческий процесс в лицее. Мотивация в МОУ СамЛИТ определяется не только особенностями школьного управления, но и спецификой данного образовательного учреждения. Она осуществляется по двум основным направлениям – мотивация обучающихся и персонала лицея. Реализация функции контроля требует комплексного подхода к оценке деятельности педагогов и результатам процесса обучения. Разумеется, список функций менеджмента в лицее не исчерпывается перечисленными, но они являются основными и требуют наибольшего внимания.