Учебный план должен быть достаточно многообразным и гибким, чтобы обеспечить разные варианты:
· наполнения основных компонентов (федерального, национально-регионального, школьного);
· сочетания этих компонентов;
· номенклатуры предметов и/или образовательных областей;
· нагрузки по определенным предметам (углубление) и циклам (профильность);
· уровней общей нагрузки учащихся, в зависимости от их особенностей и возможности.
Выбор варианта конкретного учебного плана лицея определяется целым рядом внешних и внутренних факторов.
К числу внешних факторов относятся: возможности получения квалифицированной консультативной помощи методических служб и органов управления, возможности обеспечить реализацию инновационных учебных программ, позиция родителей, их отношение к образованию детей, позиция местных и региональных органов управления, степень реальной автономности образовательного учреждения.
Внутренними факторами выбора конкретного варианта учебного плана являются: состав учащихся, зрелость педагогического коллектива, уровень квалификации учителей, принятая миссия и профиль лицея, комплекс образовательных целей, результаты осуществляемого образовательного процесса, стиль управления образовательными процессами, наличные возможности в части ресурсного обеспечения образовательных процессов.
Разработанный учебный план любой школы должен удовлетворять следующим требованиям:
· полнота (сохранение обязательного базисного компонента содержания образования, учет региональных и национальных образовательных, социокультурных и иных потребностей);
· целостность (необходимость и достаточность компонентов, их внутренняя взаимосвязь);
· сбалансированность (рациональный баланс между федеральным, региональным и школьным компонентами, между циклами предметов, отдельными предметами, между обязательными предметами и предметами по выбору);
· преемственность между ступенями и классами (годами обучения);
· гибкость плана, наличие резервов, отсутствие перегрузки учащихся;
· обеспеченность ресурсами.
Значение учебного плана школы настолько велико, что его разработка ни в коем случае не может быть формальной, в этот процесс должен быть включен весь педагогический коллектив.
Для успешной организации образовательного процесса в лицее важнейшее значение имеет еще один этап его планирования – составление расписания занятий. В практике школы существуют различные виды расписаний: расписание учебных занятий, занятий группы продленного дня, внеурочных занятий второй половины дня. Они должны быть тесно взаимосвязаны друг с другом и образовывать целостную систему.
Расписание учебных занятий составляется на основе разработанного учебного плана и является инструментом для структурирования времени учебного дня и недели, распределения времени учащихся и педагогов лицея.
Расписание занятий должно соответствовать основным устремлениям лицея, его общей ориентации на высокое качество образования, профилактику и преодоление дезорганизации школьной жизни, перегрузки, переутомления, заболеваемости, быть направленным на поддержание хорошего самочувствия детей и взрослых. Оно должно учитывать особенности учащихся, санитарно-гигиенические нормы, рекомендации медиков и психологов, учитывать особенности содержания и построения образовательного процесса в лицее, требования к режиму работы учреждения, а также интересы, возможности и объем нагрузки учителей.