Организационная структура фирмы может быть представлена в виде иерархической пирамиды управления. В тех случаях, когда фирма представляет собой комплекс предприятий, ее организационная структура управления имеет вид двухступенчатой пирамиды. Основу этой пирамиды составляет администрация предприятий, вершину —высшая администрация. По мере развития фирм и превращения их в сложный производственный комплекс организационная структура усложняется и приобретает вид трехступенчатой пирамиды. В этой структуре между высшей администрацией и руководством предприятий появляется еще один управленческий уровень—администрация производственных отделений, задачей которой является руководство деятельностью группы своих предприятий.
Современные крупнейшие концерны западных стран характеризуются четырехступенчатой организационной структурой управления. Между высшей администрацией концерна и руководством производственных отделений формируется администрация производственных групп, которая осуществляет управление деятельностью производственных отделений.
Важным вопросом формирования организационных структур является выявление круга вопросов, которые должны решаться на различных уровнях управления. Так, например, при четырехступенчатой организационной структуре высший уровень управления определяет общую политику фирмы, второй уровень осуществляет распорядительные и координационные функции, на третьем уровне функциональные штабы и службы вырабатывают рекомендации, и четвертый уровень— исполнительный.
Крупные фирмы, как правило, являются акционерными обществами (корпорациями). Высшим органом управления корпорации является собрание акционеров. На нем акционеры избирают совет директоров, вносят в случае необходимости изменения в устав, решают вопросы о слиянии с другими фирмами или о роспуске корпорации, о продаже, сдаче в аренду, обмене или ином распоряжении всем ее имуществом, о размере дивидендов и другие наиболее важные вопросы.
Главная ответственность за управление делами корпорации возлагается на совет директоров. Он избирается ежегодно в среднем в составе 11—15 человек. Включает внешних и внутренних членов. Внутренние члены совета избираются из состава корпоративной администрации. В крупных корпорациях их, как правило, двое: председатель совета директоров и президент корпорации. Внешние члены (обычно около четверти состава) избираются не из числа работников корпорации. Ими становятся крупные акционеры, представители банков, инвестиционных компаний, фирм, продающие товары и услуги данной корпорации, адвокаты, представители общественных организаций, бывшие руководители фирмы. Наличие внешних членов делает совет директоров более независимым и объективным. Внешние члены совета директоров способствуют налаживанию и укреплению связей корпорации с другими фирмами, организациями и учреждениями, помогают ей лучше учитывать влияние внешних факторов: рыночной конъюнктуры, позиции правительственных учреждений, общественности и т. д.
Совет директоров заседает раз в неделю, месяц, квартал или через равные промежутки времени (это зависит от особенностей корпорации). Некоторые важные вопросы решаются на неформальных совещаниях. Его функции и полномочия реализуются также через создаваемые комитеты.