Это хороший вопрос. Но у меня действительно не было выбора. Я понимал, что мы не можем позволить себе проедать наш "семенной фонд". Какой смысл было вести борьбу за выживание корпорации, если бы нам нечего было продавать, когда она снова встанет на ноги?
И лишь полушутя я обычно отвечал: "Послушайте, я уже и так был по уши в долгах. А поэтому что значили еще семьсот миллионов в отношениях между друзьями?"
Фактически мини-фургон родился еще в компании "Форд". Вскоре после первого нефтяного кризиса, пока мы с Хэлом Сперлихом работали над конструкцией "Фиесты", мы одновременно создали проект модели, названной нами "Мини-Макс". Мы имели в виду небольшой с передним приводом фургон, который был бы компактным снаружи и вместительным внутри. Мы построили образец и влюбились в него.
Затем мы израсходовали 500 тысяч долларов на проведение НИОКР. В процессе этих работ мы выявили три вещи. Во-первых, высота подножки должна быть настолько небольшой, чтобы удовлетворять требованиям женщин, большинство которых в те времена носили юбки. Во-вторых, следовало настолько ограничить высоту автомобиля, чтобы он входил в гараж. В-третьих, необходимо было сделать автомобилю характерный "нос", установить в нем двигатель и тем самым оставить пару футов страховочного пространства на случай аварии.
Служба исследования рынка с восторгом заявляла, что, выполнив эти условия, рынок проглотит 800 тысяч машин в год. И это было в 1974 году. Естественно, я сразу отправился на прием к "королю".
"Забудьте все это, - сказал Генри. - Я не хочу экспериментировать".
"Экспериментировать? - ответил я. - "Мустанг" был экспериментом. "Марк III" был экспериментом. А эта модель - еще один призер на рынке".
Но Генри ни за что не соглашался.
По моему глубокому убеждению, если компания занимает не первое место, она обязана создавать технические новинки. Если это компания "Форд", она должна бить "Дженерал моторс" где только возможно. Она должна изыскивать такие щели на рынке, о существовании которых "Дженерал моторс" даже не догадывается. Нельзя с такой корпорацией мчаться голова в голову, она слишком сильна. Ее можно лишь перехитрить.
Вот почему вместо того, чтобы создать мини-фургон в компании "Форд" в 1978 году, мы с Хэлом создали его в 1984 году в корпорации "Крайслер". А теперь мы уже уводим клиентов у фирмы "Форд".
Кстати, служба исследования спроса, теперь, приводит еще более оптимистические данные. Когда я пишу эти строки в середине 1984 года, новый мини-фургон уже полностью распродан.
Более того, "Форд" и "Дженерал моторс" ведут между собой ожесточенную борьбу за создание собственных вариантов мини-фургона. Полагаю, что подражание - это самая откровенная форма похвалы.
Даже еще до выпуска мини-фургона на рынок журнал "Конисэр" охарактеризовал его как самый красивый автомобиль из всех когда-либо сконструированных. Журнал "Форчун" включил его в первую десятку самых выдающихся технических новшеств года. А журналы для автолюбителей помещали снимки мини-фургона на своих обложках за месяцы до выпуска его в продажу.