Это старая "Ловушка 22"*. Хотите заем? Докажите, что он вам не нужен, и мы вам его дадим. Когда вы богаты, когда на банковском счету имеются деньги, кредит вам широко открыт. Но если у вас наличных нет, вам их никто не ссудит.
Еще тридцать лет назад мой отец объяснил мне эту непреложную истину, но, очевидно, я не внял ему. И открылась она мне со всей очевидностью только в ноябре 1981 года!
К середине 1983 года, когда компания снова прочно стала на ноги, распространились слухи, что я намерен выдвинуть свою кандидатуру на пост президента США. Подозреваю, что эти слухи возникли из-за моего участия во всех рекламных телепередачах корпорации "Крайслер". Многие теперь считают, что я актер. Но это смехотворно. Всякому понятно, что быть актером еще не означает обладать способностью выполнять функции президента США!
В период слушаний в конгрессе относительно нашей просьбы предоставить корпорации гарантированный заем все рекламные публикации, ставившие целью объяснить нашу позицию, шли за моей подписью. Рекламная кампания оказалась в высшей степени эффективной, и, когда она завершилась, наше рекламное агентство решило продвинуть идею о моем личном участии еще на шаг вперед - показывать меня в рекламных телепередачах.
Эта идея возникла не впервые. Еще до того, как нас стала обслуживать рекламная фирма "Кэнион энд Экхард", агентство "Янг энд Рабикэм" также настаивало на том, чтобы я появлялся на телевизионном экране. Я был настроен против этого и обратился за советом к моему старому другу Лео-Артуру Келменсону, президенту компании "Кэнион энд Экхард".
Лео разделял мое скептическое отношение к указанной идее. "Ли, - сказал он, - будь я на вашем месте, я не стал бы показываться по телевидению. Время для этого неподходящее". Келменсон подчеркнул, что единственным основанием для моего появления в наших рекламных телепередачах может служить лишь стремление укрепить доверие к корпорации "Крайслер". Но в тот момент, по его словам, я еще был новичком на своем посту, а позиции компании были слишком слабыми. Доверие - это нечто такое, что можно завоевать лишь со временем. А если оно еще не завоевано, нельзя им пользоваться.
Когда уже агентство "Кэнион энд Экхард" предложило мне появиться на телеэкранах, у него для этого оказались веские основания. Прошел год, и многое за это время произошло. В ходе слушаний в конгрессе я стал известной фигурой в стране. Дела корпорации "Крайслер" постоянно освещались в последних известиях, и работники рекламы стремились превратить этот пассив в актив.
На посвященных стратегическому курсу фирмы совещаниях в Хайленд-парке руководители агентства "Кэнион энд Экхард" выдвинули сильный аргумент: "Все думают, что "Крайслер" обанкротился. Кто-то должен доказать, что это компании не грозит. Вам скорее, чем кому-либо другому, поверят, если вы лично станете это доказывать. Во-первых, вы уже приобрели широкую известность. И, во-вторых, зрители отлично понимают, что после вашего появления в рекламной телепередаче вам придется вернуться к организации производства тех самых автомобилей, которые вы так расхваливали. Выступая в этих рекламных передачах, вы практически ставите на карту свои собственные интересы".