Для более успешной работы предприятия и сплочения коллектива генеральному директору необходимо развивать лидерство. Развитие лидерства — целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков. Данный аспект проблемы управления лидерством в организации учитывает возможности в большей или меньшей степени формировать и развивать лидерские способности путем обучения и самообучения, мотивирования, тренингов и практического опыта. Для развития лидерства используется ряд процедур,
теоретическим обоснованием которых в той или иной мере являются рассмотренные ранее теории лидерства. Их использование помогает «стать лидером», обрести признание группы, коллектива. Эти процедуры таковы.
a) выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей, сознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т.п.;
b) развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств;
c) обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с членами группы полагает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать сотрудников, делать замечания, давать советы, внимательность, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку и т.п.;
d) приобретения умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов группы. Не менее важна для лидерства и правильная оценка ситуации, своих сил и возможностей группы. Без этого успех групповой деятельности не достижим. Повторяющиеся неудачи обычно ведут к утрате веры в лидера.
Лидеров можно найти на всех уровнях деловой активности, а не только на самом верхнем.
Исследование лидерских качеств и стилей руководства также проводилось среди 10 менеджеров ООО «Алюр» компания «Ваш компьютер», которые занимаются сбытом готовой продукции, маркетингом, работой с персоналом, закупкой продукции, финансами ит.д. Средний возраст опрошенных 30-45 лет. Опрос проводился на бланковой основе. Исследованию подверглись лидерские качества и стиль руководства.
Определение степени выраженности лидерских качеств определялось по методике «Лидер» (Приложение 2) . Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способности человека быть лидером. В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один. Результаты опроса приведены в табл. 5
Определение стиля руководства определялось по методике «Стили руководства» (Приложение 3). Эта методика предназначена для того, чтобы определить какой стиль руководства выбрал менеджер в своей управленческой деятельности. В данной методике испытуемый отвечает на 40 вопросов, и по его ответам на эти вопросы определяется стиль руководства. Результаты опроса приведены в табл. 6
Таблица 5 Результат опороса на определение степени выраженности лидерских качеств.
№ опрошенного |
Степень выраженности лидерских качеств |
1 |
Данный человек как лидер склонен к диктату |
2 |
Лидерские качества выражены сильно |
3 |
Лидерские качества выражены средне |
4 |
Лидерские качества выражены средне |
5 |
Лидерские качества выражены средне |
6 |
Лидерские качества выражены слабо |
7 |
Лидерские качества выражены сильно |
8 |
Лидерские качества выражены сильно |
9 |
Данный человек как лидер склонен к диктату |
10 |
Лидерские качества выражены сильно |