Цель набора заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация отбирает наиболее подходящих для нее работников. Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма, расширение сферы деятельности организации. Набор обычно ведут из внешних и внутренних источников.
К средствам внешнего набора относятся: публикация объявлений в газетах и профессиональных журналах, обращение к агентствам по трудоустройству и к фирмам, поставляющим руководящие кадры, направление заключивших контракт людей на специальные курсы при колледжах. Большинство организаций предпочитают проводить набор в основном внутри своей организации. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность работников к фирме. Согласно теории ожиданий в отношении мотивации можно полагать, что если работники верят в существование зависимости их служебного роста от степени эффективности работы, то они будут заинтересованы в более производительном труде. Возможным недостатком подхода к решению проблемы исключительно за счет внутренних резервов является то, что в организацию не приходят новые люди со свежими взглядами, что может привести к застою.
Популярным методом набора за счет внутренних резервов является рассылка информации об открывающейся вакансии с приглашением квалифицированных работников. Некоторые организации практикуют уведомление всех своих служащих о любой открывающейся вакансии, что дает им возможность подать заявления до того как будут рассматриваться заявления людей со стороны. Одним из методов является обращение к своим работникам с просьбой порекомендовать на работу друзей и знакомых. Одна из основных проблем при наборе служащих связана с желанием нанимающего «выгоднее продать» свою компанию. Он может завысить положительные моменты или занизить трудности работы в компании. В результате у потенциального кандидата могут возникнуть необоснованные ожидания. [10]
Компании, принявшие участие в опросе (по данным Romir Monitoring), пережили этап развития, когда штат сотрудников комплектовался за счет родственников, друзей и знакомых. [7]
Табл.1.2.1 «Оценка респондентами использования средств массовой информации»
(в % от числа использующих)
ПОИСК ПЕРСОНАЛА ПРИ ПОМОЩИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ * |
ОЦЕНКА ЗАТРАТНОСТИ * |
ОЦЕНКА СКОРОСТИ * | |||
Эффективно |
Малоэффективно |
Дорого |
Дешево |
Долго |
Быстро | |
Размещают объявления о вакансиях в газетах |
67 |
22 |
9 |
65 |
5 |
67 |
Ищут по объявлениям в СМИ |
52 |
41 |
3 |
76 |
28 |
52 |
Размещают объявления о вакансиях на радио |
40 |
40 |
60 |
0 |
0 |
60 |
Размещают объявления о вакансиях на ТВ |
33 |
0 |
33 |
33 |
0 |
33 |
* Сумма по строке каждого из факторов оценки (эффективность и скорость) может быть менее 100, так как часть респондентов не высказали своего суждения по данному поводу.
Рекомендации людей, непосредственно делающих бизнес, признаются респондентами наиболее эффективным, дешевым и быстрым источником найма (таблица 1.2.2).
Табл. 1.2.2 «Оценка респондентами использования рекомендаций»
(в % от числа использующих).
ПОИСК ПЕРСОНАЛА ПОСРЕДСТВОМ РЕКОМЕНДАЦИЙ |
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ * |
ОЦЕНКА ЗАТРАТНОСТИ * |
ОЦЕНКА СКОРОСТИ * | |||
Эффективно |
Мало-эффективно |
Дорого |
Дешево |
Долго |
Быстро | |
Работающего персонала |
76 |
9 |
1 |
51 |
7 |
46 |
Партнеров по бизнесу |
75 |
13 |
2 |
49 |
11 |
39 |
Иное |
54 |
18 |
9 |
9 |
9 |
9 |
Друзья, знакомые |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |