Концептуальные основы набора персонала

Цель набора заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация отбирает наиболее подходящих для нее работников. Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма, расширение сферы деятельности организации. Набор обычно ведут из внешних и внутренних источников.

К средствам внешнего набора относятся: публикация объявлений в газетах и профессиональных журналах, обращение к агентствам по трудоустройству и к фирмам, поставляющим руководящие кадры, направление заключивших контракт людей на специальные курсы при колледжах. Большинство организаций предпочитают проводить набор в основном внутри своей организации. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность работников к фирме. Согласно теории ожиданий в отношении мотивации можно полагать, что если работники верят в существование зависимости их служебного роста от степени эффективности работы, то они будут заинтересованы в более производительном труде. Возможным недостатком подхода к решению проблемы исключительно за счет внутренних резервов является то, что в организацию не приходят новые люди со свежими взглядами, что может привести к застою.

Популярным методом набора за счет внутренних резервов является рассылка информации об открывающейся вакансии с приглашением квалифицированных работников. Некоторые организации практикуют уведомление всех своих служащих о любой открывающейся вакансии, что дает им возможность подать заявления до того как будут рассматриваться заявления людей со стороны. Одним из методов является обращение к своим работникам с просьбой порекомендовать на работу друзей и знакомых. Одна из основных проблем при наборе служащих связана с желанием нанимающего «выгоднее продать» свою компанию. Он может завысить положительные моменты или занизить трудности работы в компании. В результате у потенциального кандидата могут возникнуть необоснованные ожидания. [10]

Компании, принявшие участие в опросе (по данным Romir Monitoring), пережили этап развития, когда штат сотрудников комплектовался за счет родственников, друзей и знакомых. [7]

Табл.1.2.1 «Оценка респондентами использования средств массовой информации»

(в % от числа использующих)

ПОИСК ПЕРСОНАЛА ПРИ ПОМОЩИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ *

ОЦЕНКА ЗАТРАТНОСТИ *

ОЦЕНКА СКОРОСТИ *

Эффективно

Малоэффективно

Дорого

Дешево

Долго

Быстро

Размещают объявления о вакансиях в газетах

67

22

9

65

5

67

Ищут по объявлениям в СМИ

52

41

3

76

28

52

Размещают объявления о вакансиях на радио

40

40

60

0

0

60

Размещают объявления о вакансиях на ТВ

33

0

33

33

0

33

* Сумма по строке каждого из факторов оценки (эффективность и скорость) может быть менее 100, так как часть респондентов не высказали своего суждения по данному поводу.

Рекомендации людей, непосредственно делающих бизнес, признаются респондентами наиболее эффективным, дешевым и быстрым источником найма (таблица 1.2.2).

Табл. 1.2.2 «Оценка респондентами использования рекомендаций»

(в % от числа использующих).

ПОИСК ПЕРСОНАЛА ПОСРЕДСТВОМ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ *

ОЦЕНКА ЗАТРАТНОСТИ *

ОЦЕНКА СКОРОСТИ *

Эффективно

Мало-эффективно

Дорого

Дешево

Долго

Быстро

Работающего персонала

76

9

1

51

7

46

Партнеров по бизнесу

75

13

2

49

11

39

Иное

54

18

9

9

9

9

Друзья, знакомые

0

0

0

0

0

0

Перейти на страницу: 1 2

Разделы