Согласно М.Х. Мескону [15], основная цель коммуникационного процесса обеспечение
понимания информации, являющейся предметом обмена, то есть сообщений.
Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление об элементах и этапах процесса.
В процессе обмена информации можно выделить четыре базовых элемента:
· отправитель
– лицо, генерирующее идеи или собирающее и передающее информацию;
· сообщение
– собственно информация, закодированная с помощью символов;
· канал
– средство передачи информации;
· получатель
– лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько
взаимосвязанных этапов
.
Их задача – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это сложно, так как на каждом этапе смысл сообщения может быть искажен или полностью утрачен.
В практике менеджмента разработаны специальные формы деловых коммуникаций,успешное использование которых позволяет повысить качество и продуктивность деловых коммуникаций. К специальным формам можно отнести беседы, телефонные разговоры, совещания, переговоры, конференции.
КоММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
Из-за отсутствия каких-либо навыков может возникнуть непонимание, на любом из этапов появляются специфические коммуникационныебарьеры
– на уровне как межличностных, так и организационных коммуникаций, негативно влияющие на управление организацией.