Что же такое информация?
«Нет, пожалуй, в науке, практике современности понятия распространённее, нежели понятие информация.
И нет в то же время другого понятия, по поводу которого ведется столько споров, дискуссий, имеется столько различных точек зрения .» – утверждает советский ученый В.Г. Афанасьев.
Существование множества определений информации обусловлено сложностью, специфичностью и многообразием подходов к толкованию сущности этого понятия.
В качестве справки выделим три наиболее распространенные концепции информации,каждая из которых по-своему объясняет ее сущность.
Первая концепция
– концепция К. Шеннона, отражая количественно-информационный подход, определяет информацию как меру неопределенности (энтропию) события.
Количество информации в том или ином случае зависит от вероятности его получения: чем более вероятным является сообщение, тем меньше информации содержится в нем. Этот подход, хоть и не учитывает смысловую сторону информации, оказался весьма полезным в технике связи и вычислительной технике, послужил основой для измерения информации и оптимального кодирования сообщений. Кроме того, он представляется удобным для иллюстрации такого важного свойства информации, как новизна, неожиданность сообщений. При таком понимании информация – это снятая неопределенность, или результат выбора из набора возможных альтернатив.
Вторая концепция
рассматривает информацию как свойство (атрибут) материи.
Ее появление связано с развитием кибернетики и основано на утверждении, что информацию содержат любые сообщения, воспринимаемые человеком или приборами. Наиболее ярко и образно эта концепция информации выражена академиком В.М. Глушковым.
Он писал, что «информацию несут не только испещренные буквами листы книги или человеческая речь, но и солнечный свет, складки горного хребта, шум водопада, шелест травы». Иными словами, информация как свойство материи создает представление о ее природе и структуре, упорядоченности, разнообразии и т. д.
Она не может существовать вне материи, а значит, она существовала и будет существовать вечно; ее можно накапливать, хранить, перерабатывать.
Третья концепция
основана на логико-семантическом
(семантика – изучение
текста с точки зрения смысла) подходе,
при котором информация трактуется как знание,
причем не любое знание, а та его часть, которая используется для ориентировки, для активного действия, для управления и самоуправления. Иными словами, информация – это действующая, полезная, «работающая» часть знаний.
Представитель этой концепции В.Г. Афанасьев,
развивая логико-семантический подход, дает определение социальной информации: «Информация, циркулирующая в обществе, используемая в управлении социальными процессами, является социальной информацией. Она представляет собой знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и обо всех других формах в той мере, в какой она используется обществом .»
Социальная информация – многоуровневое знание.
Она характеризует:
· общественные процессы в целом
– экономические, политические, социальные, демографические, культурно-духовные и т.д.;
· конкретные процессы,
происходящие в различных ячейках общества, на предприятиях, в кооперативах, семьях и т. д.;
· интересы и стремления различных социальных групп
– рабочего класса, молодежи, пенсионеров, женщин и др.
В самом общем смысле под социальной информацией понимают знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и обо всех других ее формах в той мере, в какой они используются обществом, вовлечены в орбиту общественной жизни. Другими словами, информация есть содержание логического мышления, которое, воспринимаясь с помощью слышимого или видимого слова, может быть использована людьми в их деятельности.