Поскольку система управления человеческими ресурсами охватывает различные сферы профессиональной деятельности (социальное планирование и прогнозирование, образование, профессиональную ориентацию, занятость, организацию труда, управление персоналом, социальную работу и др.), то естественно предположить, что и система подготовки специалистов в области менеджмента человеческих ресурсов должна отражать разнообразие и специфику названных составляющих рассматриваемой системы. Поэтому программы обучения таких специалистов должны предусматривать как общие для всех блоки дисциплин (гуманитарный, экономический, социально-психологический, управленческий циклы), так и специальные, отражающие особенности той или иной составляющей системы управления человеческими ресурсами.
Научно обоснованный и эффективный менеджмент человеческих ресурсов предполагает качественную подготовку профессионалов по специальностям и специализациям высшего и последипломного образования, приведенным в табл. 1.1.
Предлагаемая система подготовки специалистов в области управления человеческими ресурсами предусматривает возможность осуществления их дальнейшей профессиональной деятельности на различных уровнях социального менеджмента – от государственного до уровня фирм и их структурных подразделений. Так, выпускники вузов со специализацией "Государственное и муниципальное управление", "Политология и социальное управление" в основном могут работать в административно-государственных органах по разработке и реализации кадровой и социальной политики, а специализирующиеся в социальном управлении – также в службах социального развития предприятий, организаций, органов отраслевого и регионального управления. Выпускники факультетов педагогического менеджмента могут работать как в государственных органах управления образованием, так и на руководящих должностях в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на производстве, а также в непосредственном управлении учебными заведениями различных типов и форм собственности. Психологов, специализирующихся в области профессиональной ориентации, готовят для работы в школах, центрах занятости, на производстве в качестве профконсультантов и специалистов по профессиональному отбору, из них формируются также руководящие кадры центров профессиональной ориентации и социально-психологических служб различного уровня управления.
Таблица 1.1.
Специальности и специализации подготовки менеджеров человеческих ресурсов в системе высшего и последипломного образования
Специальность |
Специализация |
Квалификация |
Административный менеджмент |
Государственное и муниципальное управление |
Магистр государственного управления |
Социология |
Политология и социальное управление |
Политолог. Менеджер социального развития |
Управление социальной работой |
Социолог. Менеджер социальной работы | |
Психология |
Управление профессиональной ориентацией |
Психолог. Менеджер профессиональной ориентации |
Менеджмент образования |
Менеджер образования | |
Управление трудовыми ресурсами |
Экономист. Менеджер трудовых ресурсов | |
Управление занятостью |
Экономист. Менеджер занятости | |
Управление персоналом |
Менеджер персонала | |
Правоведение |
Право и организация социального обеспечения |
Юрист. Менеджер социального обеспечения |
Документоведение и информационная деятельность |
Информационные системы в менеджменте человеческих ресурсов |
Менеджер информационных систем |