Концепция подхода к эффективности руководства по двум критериям, разработанная в Университете штата Огайо, была модифицирована и популяризована Р. Блейком и Д. Мутон, которые построили «решетку менеджмента», включавшую в себя пять основных стилей руководства (см. рис. 2).[5, c.299]
Матрица этой решетки ранжирует два измерения: первое – ориентация на производство – по шкале от 1 до 9; второе – ориентация на персонал, заботу о людях – также по шкале от 1 до 9. Стиль управления определяется обоими этими критериями.
Первое измерение ориентировано на выполнение производственных заданий любой ценой, невзирая на персонал. Особенно это характерно для руководителей, стремящихся, во что бы то ни стало получить высокие производственные показатели. В этом измерении предполагается решение широкого круга производственных вопросов, касающихся эффективности принятия управленческих решений, подбора персонала, организации трудового процесса, объема и качества выпускаемой продукции и т.п.
Второе измерение (ориентация на персонал) предполагает создание хороших условий труда, отвечающих потребностям и желаниям работников, развитие благоприятных межличностных отношений.
Каждый тип управленческого поведения Можно обозначить своими координатами. На рис. 2 обозначены четыре полярных координаты (1.1; 9.1; 1.9; 9.9) и срединная координата 5.5. Координаты 5.9-9.9 тяготеют к демократическому стилю управления, при котором сотрудникам предоставляется возможность самореализации и подтверждения собственной значимости. Такой стиль управления соответствует современным научным представлениям об эффективном руководстве.
Теперь кратко рассмотрим все координаты, представленные на «решетке». 1.1 – страх перед бедностью. Руководитель обращает минимальное внимание на результаты производства и человека [1, c. 248].
Рис. 1.2. «Управленческая решетка» Блейка и Мутона
Ориентация на персонал (П) Незначительная Забота о людях Значительная |
9 |
1.9. Максимум внимания к людям, минимум внимания к работе. |
9.9. Высокая ориентация на эффективную работу в сочетании с доверием и уважением к людям. | |||||||||||
8 | ||||||||||||||
7 | ||||||||||||||
6 |
5.5. Умеренное внимание к работе и людям. | |||||||||||||
5 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
3 |
1.1. Незначительное внимание к производству и людям |
9.1. Максимум внимания к работе, незначительное внимание к людям. | ||||||||||||
2 | ||||||||||||||
1 | ||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | ||||||
незначительная забота о производстве значительная Ориентация на выполнение производственных заданий (З) | ||||||||||||||