[стр. 13 - 16]
В зависимости от целей обучения выбирается формы организации обучения и виды занятий. Разнообразие этих форм и видов очень велико, и каждому находиться место в общей системе корпоративного обучения.
Таблица 1.
Классификация форм корпоративного обучения
Коли-чество участ-ников |
Режим обучения |
Организатор обучения | ||
Внутренний |
Внешний (образовательное учреждение и т.п.) | |||
Внутренний поставщик |
Внешний поставщик | |||
Груп- повое обуче-ние |
С отрывом от работы |
Закрытые семинары |
Закрытые семинары |
Открытые семинары, конференции |
Без отрыва от работы |
Техническая учеба |
курсы |
курсы | |
Индии-видуаль-ное обуче-ние |
С отрывом от работы |
Стажировка |
Стажировка, Коучинг |
Образовательные программы. Стажировка |
Без отрыва от работы |
Техническая учеба. Ротация или стажировка. Наставничество. Самообучение. В т. ч. с помощью компьютерных программ. Дистанционное обучение |
Самообучение. В т. ч. с помощью компьютерных программ. Дистанционное обучение. Консультирование |
Образовательные программы. Дистанционное обучение |
Обучение с отрывом от работы проводиться, как правило, специалистом не являющимся сотрудником данной компании. Основной смысл организации обучения в такой форме – получить из вне новую информацию, знания, навыки, которые отсутствуют в компании. Либо провести обучение по методики, которой не владеют специалисты организации.
Обучение на рабочем месте чаще всего основано на взаимодействии более опытного либо информированного обучающего сотрудника (внутреннего преподавателя или тренера) с менее опытными обучаемыми сотрудниками. Суть учебного процесса состоит в передаче внутри компании знаний или навыков, которые являются порождением опыта, накопленного в данной организации, или принесены извне и освоены обучаемым сотрудником.
Таблица 2
Преимущества и недостатки обучения, проводимого с отрывом от работы и на рабочем месте.
Обучения с отрывом от работы |
Обучение на рабочем месте | ||
Преимущества |
Недостатки |
Преимущества |
Недостатки |
1. обучение поводиться, как правило, опытным преподавателями; 2. используется наиболее современная информация и опыт других компаний; 3. цена обучения может быть снижена за счет организации целевых групп и проведения закрытых семинаров; 4. на открытых семинарах имеется возможность обмениваться опытом с представителями других компаний; |
1. стоимость обучения достаточна велика, особенно при его организации в других городах; 2. нередко изучается теория, а не практика; 3. программа обучения на закрытых семинарах может не полностью соответствовать потребностям обучаемых; 4. формирование однородных целевых групп специалистов для проведения закрытых семинаров не всегда возможно; полезных сотрудников, особенно нуждающихся в обучении, трудно надолго отрывать от работы. |
1. невысокая стоимость; 2. прицельное удовлетворение потребности обучаемых; 3. передача обучаемому сотруднику необходимых практических навыков. |
1. как правило, отсутствие необходимых преподавательских навыков у наставника или внутреннего преподавателя; 2. нехватка актуальной информации у внутренних преподавателей; 3. отрыв от работы наиболее квалифицированных сотрудников, проводящих обучение; 4. не достаточный авторитет внутренних преподавателей у своих коллег; |