В стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку.
Социальная комиссия, возглавляемая академиком А.Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям 1:
1 Кравченко А.И. История менеджмента. Учебное пособие для вузов. 6-е изд. М., 2007. – С.301.
1) внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-административную систему управления;
2) быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования;
3) создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики. Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства.
Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина1, подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа многими учёными рассматривалась как «шоковая терапия».
По итогам рассмотрения дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку.
В его основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления.
С ноября 1991г. начался процесс формирования рыночных отношений в России. К основным мероприятиям, направленным на создание рыночного механизма управления, следует отнести:
· разгосударствление собственности;
· создание рыночных отношений на основе сочетания различных форм собственности;
· создание нормативной базы, необходимой для становления и развития рыночных отношений в стране;
· образование новых рыночных структур управления.
· 1 История менеджмента: Учебное пособие/ Под ред. В.Д. Валового, 1997. – С.209
Был создан Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом и соответствующие комитеты на местах. Некоторые отраслевые министерства были преобразованы в корпорации или холдинги, созданы коммерческие банки, биржи, фирмы и большое количество самых разнообразных акционерных обществ.
В декабре 1990г. был принят и с 1января 1991г. введён в действие Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Этот закон определил статус основного звена экономики – предприятия – и закрепил его ведущее место в реформируемой хозяйственной системе.
Процесс проведения приватизации в стране можно разделить на два этапа:
I
ЭТАП –
чековая (ваучерная) приватизация (1991г. – 30июня 1994г.);
II
ЭТАП –
денежная приватизация (с 1июля 1994г.)
Приватизация, в ходе которой государственная собственность была разделена между множеством владельцев, явилась необходимым первым этапом и условием перехода к рыночной экономике. Для многих государственных предприятий первым шагом к приватизации их в акционерные общества открытого типа. Были разработаны основные способы приватизации и три варианта льгот, предоставляемых предприятиям при приватизации1.
Для развития системы управления на основе рыночных отношений в нашей стране сделано очень много. Создана законодательная юридическая база, разработаны многие десятки нормативных документов. С 1января 1995г. введён в действие Гражданский кодекс РФ, разработаны федеральные законы: Об акционерных обществах, О несостоятельности (банкротстве), о банках и банковской деятельности и др.2