Идеи управления не всегда были такими, какими мы видим сегодня, хотя проблемы природы и принципов справедливого управления волновали мыслителей на протяжении многих веков.
В этой связи представляет интерес приводимый Бенгтом Карлом, шведским профессионалом- практиком в своей работе «Деловая стратегия», управленческий континуум, составленной Клодом Ст. Джоржем, в котором содержится описание развития менеджмента с 5000 г. до нашей эры. Данная таблица полностью показывает полное развитие менеджмента, то есть показывает все этапы и концепции формирования.
Управленческий континуум.
Годы |
Индивидуум или этническая группа |
Основной вклад в развитие менеджмента |
5000 до н.э. |
Шумеры |
Письменность; регистрация фактов. |
4000 до н.э. |
Египтяне |
Признание необходимости планирования, организации и контроля. |
2700 до н.э. |
Египтяне |
Признание необходимости "честной игры". Доверительные беседы- "облегчи свою душу". |
2600 до н.э. |
Египтяне |
Децентрализация в организации управления. |
2000 до н.э. |
Египтяне |
Признание необходимости письменных запросов. Использование рекомендаций "штаба". |
1800 до н.э. |
Хаммурапи |
Использование свидетелей и письменных документов для контроля; установление минимальной заработной платы; признание недопустимости перекладывания ответственности. |
1600 до н.э. |
Египтяне |
Централизация в организации управления. |
1491 до н.э. |
Евреи |
Концепции организации, скалярный принцип, принцип исключения. |
1100 до н.э. |
Китайцы |
Признание необходимости организации, планирования, руководства и контроля. |
600 до н.э. |
Навуходоносор |
Контроль за производством и стимулированием через заработную плату. |
500 до н.э. |
Менциус |
Признание необходимости систем и стандартов |
Китайцы |
Признание принципа специальности | |
Сун-Цзы |
Признание необходимости планирования, руководства и организации. | |
400 до н.э. |
Сократ |
Формулировка принципа универсальности менеджмента |
Ксенофонт |
Признание менеджмента как особого вида искусства | |
Кир |
Признание необходимости контактов между людьми, проведения исследований мотивации, составления планов и обработки материалов. | |
350 до н.э. |
Греки |
Использование научных методов труда и рабочего ритма. |
Платон |
Формулировка принципа специализации. | |
325 до н.э. |
Александр Великий |
Создание штаба |
175 до н.э. |
Като |
Использование описаний работ. |
50 до н.э. |
Варрон |
Использование рабочих спецификаций |
20 н.э. |
Иисус Христос |
Единоналичие. Золотое правило. Человеческие отношения. |
284 |
Диоклетиан |
Делегирование полномочий. |
900 |
Альфараби |
Требование к руководителю. |
1100 |
Газали |
Требования к менеджеру. |
1340 |
Л. Пачоли (Генуэзец) |
Двойная бухгалтерия. |
1395 |
Франциско Ди Марко |
Учет издержек производства. |
1410 |
Братья Сорансо |
Использование журнала доходов и гроссбухов. |
1418 |
Барабариго |
Формы предпринимательской организации; обработка статистических отчетов. |
1436 |
Арсенал Венеции, венецианцы |
Учет издержек производства; чеки и балансы для контроля; присваивание номеров при инвентаризации; использование метода конвейера; использование управления кадрами; стандартизация и взаимозаменяемость деталей; контроль товарных запасов; контроль себестоимости. |
1500 |
Сэр Томас Мор |
Призыв к усилению специализации; анализ недостатков плохого менеджмента руководства. |
1525 |
Николло Макиавелли |
Осознание принципа массового согласия; признание необходимости целеустремленности в организации; определение качества руководителя. |
1767 |
Сэр Джеймс Стюарт |
Истоки теории власти; исследование влияния автоматизации. |
1776 |
Адам Смит |
Применение принципа специализации к промышленным рабочим; концепции контроля; расчет оплаты труда. |
1785 |
Томас Джефферсон |
Обратил внимание на концепцию взаимозаменяемости частей. |
1799 |
Эли Уитни |
Научные методы; использование методов исчисления себестоимости; контроль качества; концепция взаимозаменяемости частей; признание интервала менеджмента. |
1800 |
Джеймс Уатт, Маттеус Бултон Сохо, Англия |
Стандартные операции; спецификации, рабочие методы; планирование; стимулирование заработной платой; стандартное время; стандартные данные; Рождественские праздники для служащих; Рождественские премии; страховое общество служащих; ревизии баланса и отчетности. |
1810 |
Роберт Оуен, Нью-Ланарк, Шотландия. |
Использование на практике личного опыта; ответственность за подготовку рабочих; строительство домов с удобствами для рабочих. |
1820 |
Джеймс Милл |
Анализ и обобщение человеческой мотивации. |
1832 |
Чарльз Баббедж |
Упор на научный подход; признание особой важности специализаций; разделение труда; исследование трудовых движений и затрат времени; влияние различных цветов на эффективность труда; исчисление себестоимости. |
1835 |
Маршалл, Логлин и др. |
Признание и обсуждение относительной важности функций менеджмента |
1850 |
Милл и др. |
Интервал контроля; единоналичие; контроль труда и материалов; специализация- разделение труда; стимулирование через заработную плату. |
1855 |
Генри Пур |
Принципы организации, связи и информации в применение к железным дорогам. |
1856 |
Даниэль К.Мак-Каллум |
Использование организационных схем для демонстрации структуры менеджмента. Применение систематического менеджмента на железнодорожном транспорте. |
1871 |
В.С. Джевонс |
Использовал на практике мотивационные исследования; изучал воздействие различных инструментов на рабочего; исследование усталости. |
1881 |
Джозеф Вартон |
Разработал для колледжа курс предпринимательского менеджмента. |
1886 |
Генри К.Меткалф |
Искусство менеджмента; наука управления. |
Генри Р.Таун |
Наука менеджмента | |
1981 |
Фредерик Халси |
План премиальных выплат, заработной платы. |
1900 |
Фредерик У.Тейлор |
Научный менеджмент; системный подход; кадровый менеджмент; необходимость кооперации между трудом и менеджментом; высокая заработная плата; равноправие между трудом и менеджментом; функциональная организация4 принцип исключительности в применении к цехам; система оценки себестоимости; методические исследования; исследование рабочего времени; определение научного менеджмента; упор на работу менеджера; упор на исследования, стандарты, планирование, контроль и кооперацию. |
Френк Б.Гилберт |
Наука мотивационных исследований. | |
1901 |
Генри Л.Гантт |
Задания и система поощрения; гуманный подход к труду; схемы Гантта; ответственность менеджеров за подготовку рабочих. |
1910 |
Хьюго Манстерберг |
Использование психологии в менеджменте и работе. |
Харрингтон Эмерсон |
Эффективный инжениринг; принципы эффективности. | |
1911 |
Харлоу С.Персон |
Организовал первую научную конференцию по менеджменту в Соединенных Штатах; научное признание менеджмента. |
Дж. К.Дункан |
Первый учебник менеджмента для колледжей. | |
1915 |
Х. Б. Друри |
Критика научного менеджмента- утверждение первоначальных идей. |
Р.Ф. Хокси |
Критика научного менеджмента- утверждение первоначальных идей. | |
Ф. В. Харрис |
Модель экономической партии товара. | |
Томас А.Эдисон |
Разработка плана военных маневров в целях обнаружения и уничтожения подводных лодок. | |
1916 |
Генри Файоль |
Первая полная теория менеджмента; функции менеджмента; принципы менеджмента; признание необходимости преподавания менеджмента в учебных заведениях. |
Александр Г.Черч |
Функциональная концепция менеджмента; первый американец, рассмотревший весь комплекс концепций менеджмента и связавший их в единое целое. | |
А.К.Эрланг |
Предвосхитил теорию очередностей. | |
1917 |
У.Г. Леффингвелл |
Применил научный менеджмент в ведомостях. |
1918 |
К.К. Парсонс |
Признал необходимость использования научного менеджмента в ведомостях. |
Ордвей Тид |
Применение психологии в промышленности. | |
1919 |
Моррис Л.Кук |
Различные области использования научного менеджмента. |
1921 |
Вальтер Д.Скотт |
Привнес психологические знания в рекламное дело и работу с кадрами. |
1923 |
Оливер Шелдон |
Развил философию менеджмента; принципы менеджмента. |
1924 |
Г.Фдодж, Г.Г.Ромиг, У.А.Шумарх |
Использование статистических выводов и теории вероятностей при проведении инспекций и контроле качества с использованием статистических средств. |
1925 |
Рональд А.Фишер |
Различные современные статистические методы, включая бейесовскую статистику, теорию проб и разработку экспериментов. |
1927 |
Элтон Майо |
Социологическая концепция групповых устремлений. |
1928 |
Т.К. Фрай |
Статистические основы теории обслуживания. |
1930 |
Мэри Р.Фоллетт |
Философия менеджмента, основанная на индивидуальной мотивации. Групповой подход к решению проблем менеджмента. |
1931 |
Джеймс Д.Муни |
Признание универсальности принципов организации. |
1938 |
Честер Барнард |
Теория организации; социологические аспекты менеджмента; необходимость коммуникации. |
П.М.С. Блэкетт и др. |
Операционные исследования. | |
1943 |
Линдэлл Урвик |
Сведение воедино и корреляция принципов менеджмента. |
1947 |
Макс Вебер, Ренис Ликер, Крис Аргирис |
Сделали упор на психологию, социальную психологию и исследования человеческих отношений в теории организации; включение широкосистемной теории организации. |
1949 |
Норберт Винер, Клод Шеннон |
Сделали упор на системный анализ и теорию информации в менеджменте. |
1951 |
Франк Абрамс, Бенджамин М.Селекман |
Ввели искусство управления в мышлении менеджеров. |
1955 |
Герберт Саймон, Гарольд Дж.Левитт, Роберт Шляйфер |
Придали особое значение поведению человека при принятии решений, которое рассматривалось ими как идентичный, наблюдаемый и измеряемый процесс; повышенное внимание уделяли философии менеджмента. |
1960 |
Дуглас Макгрегор |
Доказал, что отношение менеджмента к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "Х"- утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "Y"- принцип распределения ответственности. |
1965 |
Игорь Ансофф |
Подверг сомнению прежние методы долгосрочного планирования и предложил модель стратегического планирования. Позднее сформулировал этот подход в книге "Стратегический менеджмент". |
1967 |
Фред Фидлер |
Продолжил разработку теорий руководства, касающихся ориентации соответственно на задания и отношения. |
Джейм Томпсон, Джей Гелбрайт, П.Лоренс, Жд. Лорше. |
Отметили, что не существует единственного, наилучшего пути организации деятельности и провели дальнейшие исследования ситуационных аспектов организационного строительства. | |
1969 |
Карл Вейк |
Исследовал организации как интерпретируемые системы. |
Вильям Оучи, Оливер Вильямсон |
Развитие теории фирмы. Несовершенства рынка- причина существования фирм. | |
1975 |
Генри Минцберг |
Рассмотрел организационные структуры от машинной бюрократии до "адхок-кратии". |
Геральд Саланчик |
Теории властных структур внутри и между организациями. | |
1976 |
Розмари Стюард |
Альтернативы и ограничения действий менеджера в разнообразных ситуациях и различия между отдельными видами управленческими задач. |
Джеффри Пфеффер, Мишель Круазье |
Теории властных структур внутри и между организациями. | |
1980 |
Майкл Портер |
Выдвинул новые идеи относительно конкурентной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов, выраженных через себестоимость. |
1982 |
Джон Коттер, Джон Габарро |
Исследование работы высших руководителей. Различные характеристики и их восприятие во времени. |
Теренс Дил, Аллан Кеннеди |
Создали концепцию корпоративной культуры как важнейшего фактора, влияющего на "организационное поведение" и корпоративное развитие. | |
1985 |
Том Петерс |
Отношение к потребителям как к людям, а к персоналу организации- как к важному ресурсу развития бизнеса. |