Думать о безопасности движения поездов, снижении браков, аварий и травм немыслимы без кадровой подготовки работников, связанных с перевозками с этим на дорогах создаются региональные учебные центры. Их подготовка кадров и повышение квалификации переведенный затем переход на безотделенческую работу требовал качественно новых форм в организации профессиональной подготовки кадров для решения этой задачи создали Дорожный центр с реорганизацией региональных учебных центов в отделы (ОДЦО).
Продолжительность начальной подготовки обусловлена программами по каждой специальности и учебными планами, утвержденными Департаментом кадров и учебных заведений МПС, согласованными с причастными департаментами. Теоретическое и практическое обучение проводится на тренажерах-имитаторах, компьютерах, специальных учебных полигонах и непосредственно на предприятиях, с учетом местных особенностей, знанием состояния безопасности движения поездов.
Система подготовки согласована со всеми службами. Указания, инструкции, телеграммы МПС и дороги поступают в ДЦО так же, как и на предприятия, что дает возможность оперативно вносить изменения в учебные планы. Регламентируются периодичность и место проведения курсов. Ни одному машинисту и ремонтнику на предприятии не повысят разряд без обучения и сдачи экзаменов в квалификационной комиссии при ДЦО.
Контроль за технической подготовкой на предприятиях позволяет инженерам ДЦО быть в курсе их работы, определять эффективность обучения. Руководитель ДЦО подчиняется заместителю начальника дороги по кадрам и социальным вопросам.
Развитие и совершенствование учебно-материальной базы, оснащение ее техническими средствами, организацию учебы в ДЦО, на предприятиях курирует главный инженер дороги. В настоящее время ДЦО – это учебный центр с оборудованными лабораториями, тренажерами, компьютерными классами, аудиториями, полигонами, техническими библиотеками.
Для подготовки дефектоскопистов подвижного состава используются компьютеризированный класс с учебными программами по конструкции и ремонту колесных пар и тележек грузовых вагонов, ПТЭ, лабораторию с настроечными образцами деталей, ультразвуковыми, магнитопорошковыми и феррозондовыми приборами неразрушающего контроля, устройством сканирования колес.
Есть базовые отделы по подготовке машинистов локомотивов и путевых машин. В учебных классах имеются конструкции электровозов, тепловозов, подвижного состава, автотормозов, двигателей внутреннего сгорания. В обучении применяются тренажеры электровозов 2ТЭ10, ТЭМ2, электропоезда ЭД9Т, электровоза ВЛ80Т. Специалисты ДЦО создали свои обучающие фильмы.
Внедряя современные обучающие, тестирующие и экзаменационные компьютерные программы, в ДЦО не отказываются от традиционных форм, разрабатывая методические пособия для изучения устройства тяжелых путевых машин, бесстыкового пути, а также лабораторных работ дефектоскопистами подвижного состава. Ежегодно увеличивается количество профессий, по которым разрешена начальная подготовка.
Неоценимую помощь в совершенствовании учебного оборудования и полигонов оказывают отраслевые службы и предприятия дороги. По заказам ДЦО изготавливают различные наглядные пособия, в первую очередь, приборы безопасности и современные дефектоскопы.