Он определяет, что большая часть потерь рабочего времени ((306+102+306)* 7,8 +2040 = 7609 ч) вызвана субъективными факторами. Они включают: дополнительные отпуска с разрешения администрации, прогулы, простои. Такие потери рабочего времени можно считать не использованными резервами увеличения фонда рабочего времени.
В УСЗН для установления нормативной численности служащих используются те же методы, что и для нормирования труда обслуживающего персонала, в том числе аналитически-расчетный метод на основе применения:
- единых норм времени (например копировальные работы);
- типовых норм времени (работы по делопроизводству и др.);
- нормативов численности служащих по функциям управления (нормативы численности по «Бухгалтерский учет и отчетность» и др.).
Для руководителей регламентируются число подчиненных и заместителей, затраты рабочего времени на закрепленные за ними виды деятельности.
Для специалистов и технических исполнителей в УСЗН применяется метод нормирования труда путем построения балансов затрат рабочего времени. На основе анализа фактического баланса рабочего времени проектируются содержание и затраты времени по каждому виду работ с учетом реализации мероприятий, направленных на совершенствование трудового процесса. Для тех специалистов и технических исполнителей, которые заняты обслуживанием производства, целесообразно устанавливать нормы обслуживания (например, для работников вычислительных центров, табельщиков, кассиров).
Чтобы выбрать мотивационные действия нужно провести оценку мотивационной среды, которая создает необходимые стимулы для эффективной работы и достижения целей УСЗН.
Результаты анкетирования по диагностике мотивационной среды и определению мотивационного профиля определили степень заинтересованности работников УСЗН в повышении эффективности деятельности предприятия и представлены в таблице 2.10.
Таблица 2.10
Оценка признаков для мотивации работников УСЗН
Мотивационные признаки |
Значимые для обслуживающего персонала |
Значимые для управленческого персонала | ||||
величина выбора |
средняя оценка |
величина выбора |
средняя оценка |
Низкая оценка | ||
1 |
Стремление к получению материального вознаграждения |
83,1 |
9,84 |
32,4 |
3,6 |
4 |
2 |
Потребность в условиях безопасности в работе и социальный комфорт |
58,7 |
7,42 |
55,1 |
7,0 |
2 |
3 |
Потребность в хорошем отношении со стороны коллег |
47,6 |
6,34 |
15,3 |
5,67 |
3 |
4 |
Потребность в уважении со стороны руководителя |
38,2 |
5,75 |
12,74 |
5,0 |
4 |
5 |
Стремление к продвижению по службе |
31,9 |
3,98 |
14,8 |
4,22 |
3 |
6 |
Желание избегать ответственности |
24,3 |
2,47 |
0,98 |
1,0 | |
7 |
Стремление проявить себя |
15,7 |
5,02 |
13,5 |
4,22 |
4 |
8 |
Потребность в осознании общественной значимости своего труда |
6,2 |
4,21 |
55,31 |
8,11 | |
9 |
Потребность в удовлетворении от хорошо выполненной работы |
9,7 |
5,84 |
76,51 |
9,78 |
1 |
10 |
Желание проявить творчество в работе |
7,5 |
4,05 |
43,58 |
5,22 |
4 |