Анализируя деятельность предприятия, составляя прогноз его функционирования, аналитик не всегда располагает информацией, достаточной для количественных методов прогнозирования, а иной раз высшее руководство фирмы попросту не понимает сложных методов количественного прогнозирования, что, в любом случае, требует применения качественных методов прогнозирования.
Качественные методы прогнозирования предполагают обращение к мнению экспертов — людей наиболее компетентных по исследуемым вопросам.
К качественным методам прогнозирования можно отнести следующие:
§ Мнение жюри, как правило, сводится к обобщению мнений экспертов с дальнейшим их усреднением;
§ Модель ожидания потребностей — метод, являющийся в определенной степени обратным методу совокупного мнения, производится опрос клиентов;
§ Метод экспертных оценок — отобранные и пользующиеся доверием эксперты заполняют опросный лист.
Из всей совокупности возможных методов анализа одним из наиболее перспективных является балловый метод. Его можно использовать не только для прогнозирования, но и для планирования и для анализа. Этот метод позволяет объективизировать совокупность субъективных мнений.
В настоящее время балловый метод широко используется при решении множества задач планирования и прогнозирования в условиях ограниченности исходных данных, например определение возможных вариантов решения управленческой задачи с количественным исчислением предпочтительности каждого из вариантов, количественной оценки степени влияния на анализируемый объект различных факторов и многих других.
В каждом конкретном случае этапы и последовательность их проведения имеют свою специфику, тем не менее, существует общая методология баллового метода, которую в формализованном варианте можно представить следующим образом:
§ формулирование цели проведения экспертного анализа;
§ определение группы специалистов, обеспечивающей проведение экспертизы;
§ разработка и обеспечение проведения экспертного анализа;
§ формирование группы экспертов, участвующих в экспертизе;
§ разработка анкеты с формулированием вопросов, исключающих их двоякую трактовку и ориентированных на количественную оценку;
§ проведение анкетирования;
§ анализ анкет;
§ проведение анкетирования во второй, третий, четвертый раз, в зависимости от сложности исследования и требуемой точности;
§ обобщение результатов.