Для достижения поставленных целей, личных и профессиональных, надо оценить личные ресурсы, т. е. средства для достижения целей. Цели, как в личном плане, так и в профессиональной сфере, должны быть реальными.
С помощью ситуационного анализа достигается отбор тех целей из большого количества, которые в значительной степени соответствуют моим личным, деловым качествам, моим ресурсам и способностям.
Ситуационный анализ включает:
1. Оценку личного баланса успехов и неудач.
2. Оценку сильных и слабых сторон личности.
3. Анализ "цель-средство".
3.4.1. Баланс личных успехов.
Мои крупнейшие успехи и достижения |
За счет чего я этого добился |
Поступление в музыкальный кружок |
Музыкальные способности, большое желание |
Занятия в танцевальных кружках |
Желание держать себя в форме, выступать |
Участие в олимпиадах по английскому языку |
Хорошее знание предмета |
Участие в школьной самодеятельности: театральный кружок, КВН |
Желание участвовать в жизни школы, выступать перед публикой, пользоваться популярностью, быть в центре внимания |
Успешное окончание школы |
Желание учится, умственные способности |
Поступление в АГТУ |
Обучение на подготовительных курсов, занятия с репетитором, умственные способности, уверенность в своих силах |
Работа в ООО «Зеленая дорога» |
Желание быть независимой в финансовом плане от родителей, желание работать |
Разработка плана личной жизни и карьеры |
Желание взглянуть на себя со стороны, уточнение своих целей и желаний, необходимость научится планировать свое время |
3.4.2. Личный отрицательный баланс.
Мои крупнейшие неудачи |
Способности, которых мне не доставало |
Как я преодолел неудачи |
Получила экзаменационную оценку «удовлетворительно» за сочинение по русскому языку |
Неумение писать сочинения |
Сдала единый государственный экзамен по русскому языку на «отлично» |
Периодические осложнения отношений с коллективом |
Уверенность в себе, умение слушать собеседника и прислушиваться к нему, способность уступить |
Участие в жизни коллектива, понятие собственных ошибок и умение их признавать |
Сдача экзамена по высшей математике на «удовлетворительно» и неполучение стипендии |
Переоценила свои силы, не до конца хорошее знание предмета, не склонна к точным наукам |
Стала больше времени уделять предмету, занятия с репетитором, сдача следующего экзамена на «хорошо» |
Увольнение с работы по собственному желанию |
Умение правильно планировать свое время, трудолюбие |
Интерес к работе, хорошие отношения с коллективом |
После составления баланса личных успехов и неудач приступим к оценке сильных и слабых сторон.
3.4.3. Сильные и слабые стороны.
Способности |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Профессиональные знания и опыт |
Умение работать в команде Ответственность Работоспособность Стремление повысить квалификацию Организаторские способности |
Неумение планировать время Недостаток профессиональных знаний Отсутствие опыта работы в качестве руководителя |
Личные способности |
Чувство юмора Самостоятельность Инициативность Независимость Готовность всегда помочь |
Вспыльчивость Желание всегда и во всем быть первой любыми способами Упрямство Закомплексованность, неуверенность в себе Лень |
Интеллектуальные способности |
Гибкость ума Способность к самообразованию Интерес к новому Способность мыслить образно |
Некоторая поверхностность знаний |
Коммуникационные способности |
Общительность Желание быть в центре внимания Умение ладить с людьми Способность заинтересовать человека Желание найти общий язык |
Неуверенность подверженность настроению Вспыльчивость Упрямство |