С точки зрения временного критерия , контроллинг может быть [4]:
- оперативным, т.е. ориентированным на кратко- и среднесрочное (до трех лет) планирование.
- стратегическим, т.е. ориентированным на долгосрочное (свыше трех лет) планирование.
К инструментам контроллинга относятся [4]:
1). Информационная система, охватывающая все этапы контроллинга
2). Система экономических и финансовых показателей.
Система показателей охватывает все сферы деятельности предприятия :
- сферу производства;
- сферу материально-технического снабжения ;
-сферу сбыта;
- сферу администрирования;
- сферу финансирования;
- сферу научно-технических и конструкторских разработок;
- сферу управления персоналом.
3). Система учета и анализа внутрипроизводственных затрат, разработка программы их снижения.
4). Система оценки инвестиционных решений.
Для раннего предупреждения кризисов и банкротства контроллинг располагает рядом инструментов. Подробно описанных авторами [7]:
В контексте принятия эффективных решений представляет интерес так называемая «матрица проверки». Она является инструментом целенаправленного анализа недостатков и разработки причин их возникновения. В таблице в виде матрицы размещаются недостатки и вызвавшие их причины, что способствует быстрому выявлению и устранению причин. Это один из вариантов использования системного подхода к изучению проблемы. Такая работа является очень трудоемкой и проводится только для устранения значительных недостатков.
Бухгалтерский учет как информационная база контроллинга
Информационная база контроллинга - это совокупность первичной финансовой, бухгалтерской, плановой, коммерческой, маркетинговой информации, целенаправленной классификации, группировке, трансформации в вид, удобный для анализа и принятия решений.
Большую часть информации система управления предприятием получает из данных бухгалтерского учета. Полный и достоверный учет затрат - необходимое условие успешного функционирования системы контроллинга.
К бухгалтерскому учету во всех странах предъявляются следующие требования [7]:
n понятность информации;
n достоверность и надежность информации;
n уместность информации.
Но основным критерием качества информации является соблюдение принципа превышения выгоды от информации над затратами, связанными с ее получением.
В связи с этим на Западе различают 3 модели учетных систем [7]:
1. Британо-американская (Великобритания, США, Канада, Австралия и др.)
n ориентация на нужды инвесторов;
n гибкость учетной системы;
n высокий образовательный уровень бухгалтеров и пользователей.
2. Континентальная (Германия, Австрия, Франция, Швейцария, Италия и др.)
n наличие законодательного регулирования учета;
n тесные связи предприятий с банками”
n ориентация учета на государственные нужды налогообложения;
n консерватизм учетной политики.
3. Южноамериканская (Бразилия, Аргентина, Боливия)
n ориентация методов учета на высокий уровень инфляции.
Рассмотрим существующие в России виды учета для оценки возможности их использования при принятии управленческих решений по стоимостным критериям.
В зависимости от характера данных, методов их получения, способах группировки и цели учета учет делится на оперативный, статистический, бухгалтерский и управленческий.
Оперативный учет ведется на предприятии для быстрого (оперативного) отражения совершаемых хозяйственных операций и служит для доведения информации до исполнителя, которому она предназначена. Оперативный учет определяется объектом учета и отражает отдельные стороны хозяйственной деятельности предприятия. Следовательно, оперативный учет отличают, прежде всего, краткость и быстрота получения учетных сведений.
Статистический учет применяют для изучения закономерностей и взаимосвязи процессов, протекающих в хозяйственной деятельности, а также массовых общественных явлений и процессов. Статистика изучает совокупность явлений с целью получения сводных характеристик этой совокупности.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» [8] бухгалтерский учет –это «упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций».