Поскольку менеджеры работают в каждой компании и фактически решают одну и ту же общую задачу, то это позволяет утверждать, что менеджмент (управление, руководство) — это вид профессиональной деятельности. Причем менеджмент как вид человеческой деятельности, связанной с управлением людьми и организацией их целенаправленной совместной деятельности, носит всеобщий характер: как только появляется потребность в коллективном, групповом осмысленном труде — сразу же возникает потребность в управлении им.
Менеджмент как вид человеческой деятельности носит всеобщий характер, потребность в нем возникает всегда и как только появляется потребность в целенаправленной совместной человеческой деятельности[5].
Отсюда следует, что профессиональные знания и навыки менеджера должны обладать определенной универсальностью, они в своей основе применимы, практически, в любой компании, включая, конечно, и семью. И хотя менеджер непосредственно управляет людьми, но не это является его главной целью: от него ждут, чтобы управляемый им производственный процесс привел к нужному результату. Управление людьми представляет собой только одно из условий его достижения.
Высокий уровень квалификации и большой объем ответственности работника еще не означают того, что работник является менеджером. в том случае, когда объем работы и ее сложность требуют привлечения дополнительных работников, специализирующихся на конкретных вопросах, тогда объективно возникает необходимость управлять их деятельностью, вот тогда и появляется потребность в менеджменте.
Система признаков, позволяющих однозначно идентифицировать работника данного субъекта как менеджера, а его деятельность как менеджмент, включает: наличие у него права управлять, в том числе, как обязательный элемент, полномочия по управлению людьми и, как возможный элемент, сопутствующие им полномочия по управлению ресурсами, а также декларированную им личную ответственность за результаты управления.
[1] Азрилян. А.Н. Большой экономический словарь. Москва. "Институт новой экономики 1997г с. 568.
[2] Вудкок М. Френсис Д. "Раскрепощенный менеджер. Для руководителя практика. – М.: "Издательство Дело", 1991, - 320с.
[3] Примечание: дружеские отношения не означают панибратства
[4] Примечание: Без самопрезентации менеджеру не обойтись, но главное для каждого специалиста фирмы - самоутверждение благодаря достижению конкретных результатов. Нужно отметить, что в нашем обществе длительное время правилом движения по иерархической лестнице была именно самопрезентация, то есть умение хорошо преподнести себя, а не самоутверждение - достижение конкретных результатов. Не удивительно, что с течением времени, не имея прочной основы самоутверждения, многие руководители стремительно срывались со своих командных высот или "попадали" в зависимости от имеющихся связей с высокопоставленными чиновниками
[5] Друкер Питер Ф. Практика менеджмента.: Пер. с англ.: Уч. пос. — Издательский дом “Вильямс”, 2000. — 398 с.