Книжный магазин выбран мною в качестве объекта изучения не случайно. Книжный бизнес является той сферой деятельности, где наилучшим образом отражается социальный портрет общества.
Одним из старейших книжных магазинов в нашей стране и городе Санкт-Петербурге по праву считают “Дом книги”, который открылся 19 декабря 1919 года, как первый книжный магазин в Петрограде после Октябрьской революции.
С 1992 г. магазин работает на принципе полного хозяйственного расчета.
На сегодняшний день “Дом книги” второй по объему реализации книг магазин в России, по количеству проданных экземпляров он входит в пятерку крупнейших книжных магазинов в Европе.
Коллектив работников магазина составляет 307 человек. Соответственно, организационная структура магазина достаточно сложна. Возглавляет предприятие генеральный директор, имеющий трех заместителей: по организации торговли; по капитальному строительству; по административно-хозяйственной работе. Заместитель руководителя по персоналу отсутствует, что уже говорит о недостаточном внимании администрации к кадровой политике.
По возрастному составу коллектив магазина выглядит следующим образом:
-до 25 лет – 15%;
-от 25 до 35 лет – 34%;
-35 – 45 лет – 25%;
-45 – 55 лет – 20%;
-пенсионеры – 6%.
¾ работников имеют высшее и среднее специальное образование, 14 работников учатся в настоящее время в высших учебных заведениях, 8- в средних специальных.
В 1995 году все товароведы магазина закончили высшие бухгалтерские курсы. Курсы повышения квалификации, организованные силами Санкт-Петербургского института Московской академии печати, в конце 90-х годов закончили 40 человек.
Администрация магазина постоянно занимается социальным обеспечением работников. Например, только в 1999 году материальная помощь сотрудникам предприятия составила 304417 руб.
На предприятии действует система премирования “За долголетний и безупречный труд”. Постоянно 2 раза в год ко Дню Победы и снятия блокады Ленинграда оказывается помощь 15 неработающим ветеранам Дома книги.
Источниками поиска персонала на предприятии являются:
-объявления о приеме через средства массовой информации и рекламу предприятия;
-предложения о приеме;
-организации, занимающиеся трудоустройством (биржи, бюро, консультационные центры);
-смежные по профилю предприятия;
-работники предприятия;
-резерв кадров на выдвижение;
-выпускники учебных заведений и центров, прошедших подготовку и переподготовку по направлению предприятия;
-переводимые и перемещаемые работники предприятия;
-внутрифирменное совмещение должностей и др.
После изучения представленных кандидатами анкетных данных и принятия решения о приглашении на собеседование осуществляется непосредственный отбор персонала.
Мотивации труда руководство предприятия уделяет особое внимание. Ее считают важнейшим фактором результативности работы, в этом качестве она составляет основу потенциала работника. Размер заработка определяется, прежде всего, личным вкладом каждого работника в конечный результат коллективного труда; усиливается дифференциация в оплате труда в зависимости от его сложности и качества. Имеет место не только материальное, но и нематериальное стимулирование труда работников.
Явочная численность работников в отделах определяется в зависимости от рабочих и праздничных дней, выходных, отпусков и других особенностей работы персонала. Установлен гибкий график отпусков и выходных.
После перехода на систему самообслуживания в магазине при распределении обязанностей между работниками особое внимание обращается на следующие аспекты управления:
-частичная взаимозаменяемость работников;
-обучение персонала;
-аттестация работников;
-организация постоянного контроля со стороны администрации за качественным выполнением сотрудниками должностных обязанностей;
-четкая организация приемки товара;
-оптимизация технологического процесса продаж и др.
Долгие годы благодаря грамотной работе по управлению персоналом “Дом книги” остается образцом ассортиментной торговли с высокой культурой обслуживания покупателей, о чем свидетельствуют многочисленные знаки общественного и профессионального признания.