Предпринимательство является важным фактором в решении экономических и социальных задач, таких как: формирование конкурентной среды, создание дополнительных рабочих мест, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемых товаров или предоставляемых услуг, содействие крупным предприятиям путем создания вспомогательных или обслуживающих производств, поддержание инновационной активности.
Вот почему становление и развитие предпринимательства представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики и для России.
Учитывая проблемы и перспективы развития предпринимательства в России, можно сделать вывод о том, что и в нашем государстве правительством должно быть сделано очень много для развития и закрепления этого рода деятельности. Это и различные государственные программы по поддержке предпринимательства, и специальные фонды, созданные государством.
В целом же российское предпринимательство находится на начальном этапе своего развития, еще далеком от потребностей реального рыночного хозяйства.
И напоследок подчеркнём, что малое предпринимательство (предпринимательство) - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе
мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 1
Прирост малых предприятий в Великобритании в 1989-2000 гг. (в%)[54]
Сельское хоз-во |
Произ-водство |
Строитель-ство |
Транспорт |
Оптовая торговля |
Розничная торговля |
Финансы |
Снабжение |
Мотор. |
Услуги |
0,2 |
28,8 |
46,1 |
30,4 |
27,3 |
-2,2 |
86,4 |
9,2 |
18,4 |
100,5 |
Таблица 2
Доля предприятий различных размеров в объеме продукции[55]
Отрасль |
Предприятия | |
Крупные |
средние |
мелкие |
Машиностроение |
60 |
19 |
Металлургия |
51 |
39 |
Обувная |
4 |
73 |
Швейная |
7 |
53 |
Резинотехническая и пластмассовая |
34 |
43 |
Таблица 3
Развитие инновационного и экспортного потенциала сектора МП
в США в 2003 г.[56]
ВВП страны $10,77трлн; доля МП в ВВП 52% |
$ 5,6 трлн. в 2003 г |
Государственный бюджет $2,21трлн, доля расходов на инфраструктуру поддержки МСП в госбюджете 0,036% |
$0,8 млрд. в 2003 г. |
Доля МП в общей занятости |
50,1% |
Доля МП в количестве всех предприятий (97,6%) |
22,9 млн. предприятий |
Объём госзаказов размещенных в МП |
$ 40 млрд |
Количество экспортно-ориентированных МП (~1%) |
231 тыс. предприятий |
Объём экспорта США $ 1146 млрд. в 2004 г, в т.ч. |
продукты $ 807,6 млрд. |
услуги $ 338,4 млрд | |
Доля МП в общем объёме экспорта ( ~30%) |
$ 343 млрд . |
Критерии отнесения к МП: количество работающих объём годового дохода |
По видам деятельности: до 100; 500; 750; 1000; 1500. от $0,75 млн. ----- до$20 млн. |