Уровень развития общества, как известно, во многом определяется эффективностью правового регулирования общественных отношений, потому что именно правовой элемент государственного регулирования предпринимательства создает то поле, на котором функционируют другие составляющие этой системы; он ограничивает их излишнюю активность, закладывает основу для дальнейшего развития и совершенствования всей системы воздействия на общество[46].
Нормативно-правовая поддержка предпринимательства со стороны государства заключается в создании такой нормативно-правовой базы, которая, регулируя деятельность малых предприятий на всех этапах его жизненного цикла, обеспечивала бы при этом наиболее благоприятные возможности для развития этого сектора экономики[47].
Безусловно, реализация правового регулирования предпринимательства в Республике Татарстан происходит на едином правовом пространстве Российской Федерации. Но так как целью нашего исследования в этой главе является анализ правового регулирования предпринимательства в РТ. Поэтому российское законодательство не исследуется в данной работе.
Итак, в систему правового регулирования предпринимательства в Республике Татарстан входят в первую очередь Программы поддержки предпринимательства в Республике Татарстан.
Последняя подобная программа - «Программа поддержки предпринимательства в Республике Татарстан на 2005-2010 годы».
Программа направлена на реализацию комплекса мероприятий, направленных на повышение благосостояния граждан, формирование экономически активного среднего класса, обеспечение устойчивого социально-экономического развития республики, увеличение удельного веса предпринимательства в экономике,
В целом по Программе можно отметить следующее.
1. Основная цель Программы сформулирована достаточно абстрактно.
Целью Программы должно быть – создание правовых и экономических условий, стимулирующих деятельность субъектов предпринимательства, обеспечивающих увеличение количества субъектов предпринимательства, численности занятых в сфере предпринимательства, а также увеличение объемов выручки субъектов предпринимательства и налоговых поступлений от деятельности субъектов предпринимательства в доходную часть бюджета Республики Татарстан.
2. В разделе «Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами» в основном рассмотрены мероприятия, реализованные в рамках Государственной комплексной программы Республики Татарстан по развитию предпринимательства на 2001-2004 годы, и динамика развития предпринимательства.
Вместе с тем анализ результатов, достигнутых (не достигнутых) в ходе реализации названной программы, а самое главное – проблемы предпринимательства и необходимость их решения программными способами рассмотрены недостаточно.
Так, отсутствует оценка эффективности созданной инфраструктуры (представительства Агентства по развитию предпринимательства, центры поддержки предпринимательства, технопарки), мероприятий по реализации приоритетных направлений развития предпринимательства, по научно-методическому и кадровому обеспечению предпринимательства и ряду других.