Значение предпринимательства в социально-экономической жизни России

Развитие малого предпринимательства является одним из самых точных показателей экономического и социального здоровья государства. Малое и среднее предпринимательство несет на себе значительную смысловую нагрузку. Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Они создают среду и дух предпринимательства, без которых невозможна рыночная экономика, обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Они способны быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, сравнительно быстро окупаться и создавать атмосферу конкуренции[38].

Так, малый и средний бизнес обеспечивает:

1. Создание новых рабочих мест, обеспечение занятости трудоспособного населения и, как следствие, сокращение числа людей, нуждающихся в социальной помощи.

Эта роль представляется значимой для России при нестабильности функционировании рынка труда, при наличии значительного количества безработных и других подобных социальных проблем.

Тем не менее, роль предпринимательства в создании новых рабочих мест в российских условиях имеет свои особенности.

Подавляющее большинство малых предприятий России имеет вид микрофирмы, где число занятых составляет до девяти человек при том, что через пять лет после создания "на плаву" остается менее четверти таких предприятий, остальные же закрываются и увольняют работников. А выживающие и успешно развивающиеся фирмы в большинстве случаев выбирают трудосберегающий вариант развития, и объем применяемой на них рабочей силы не растет или почти не растет (за исключением немногих случаев перехода предприятий в другую "весовую категорию"). Таким образом, динамичность малого бизнеса сопрягается с воспроизводством высоких социальных рисков для занятых в нем работников.

Их слабая социальная защищенность - важный мотив для трезвой, исключающей эйфорию, оценки потенциала малого предпринимательства в деле создания дополнительных рабочих мест. Это и один из доводов в пользу разделяемого всеми серьезными экономистами тезиса, согласно которому стимулирование малого предпринимательства ни в коем случае не отменяет необходимости подъема крупной индустрии - тем более, что массовый переход рабочей силы из нее в малый бизнес требует серьезных сдвигов в профессионально-квалификационном составе занятых, причем сдвигов, зачастую негативных, сопряженных с множеством морально-психологических проблем.

Вообще, влияние занятости на малых предприятиях на общую занятость в стране и в ее регионах неоднозначно. Кроме вышеизложенного, это связано со скромными размерами сектора малого предпринимательства, увеличение занятости, в котором пока не может значительным образом сказаться на размере общей занятости.

Так, на 1 января 2005 года, по данным Государственного комитета РФ по статистике, в России действовало более 900 тысяч малых предприятий, на которых работают более 8 миллионов человек.

Число замещенных рабочих мест на малых предприятиях в 2005 г. составило 7436 тыс., из которых на работников списочного состава (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) пришлись 6484 тыс., или почти 13% общей среднесписочной численности работников (тоже без названных категорий). Учитывая индивидуальных предпринимателей и работников по найму у физических лиц, общее количество занятых в "малом секторе" экономики следует считать равным 14 млн. человек, а их удельный вес в общем объеме экономически активного населения - примерно 20%.

Тем не менее, нынешние масштабы развития малого бизнеса в России обычно считают весьма скромными в сравнении со странами развитой рыночной экономики, где удельный вес занятых предпринимательством может превышать 50%, а доля малых предприятий в количестве всех хозяйствующих субъектов - 90%[39].

Перейти на страницу: 1 2

Разделы