К сожалению, многочисленные примеры у нас в стране и за рубежом показывают, что даже убедительной информации нередко оказывается недостаточно для того, чтобы со стороны руководства последовала быстрая реакция на возникающую ЧС, быстрые ответные действия. Основными причинами, вызывающими такое запаздывание, являются:
1. Инерционность информационной системы. Этот тип задержки объясняется необходимостью затрат времени на наблюдение, обработку результатов наблюдения, интерпретацию результатов, передачу полученной информации соответствующим руководителям. Инерционность является также следствием затрат времени со стороны руководства на обмен информацией друг с другом и выработку общей позиции.
2. Проверка достоверности информации о возникновении ЧС. Естественно, проблема достоверности подобной информации чрезвычайно важна. Однако даже при наличии абсолютно достоверной информации некоторая часть руководства будет утверждать, что нет абсолютной уверенности в реальности возникновения ЧС и устойчивом характере ее развития.
Они будут выступать за то, чтобы еще немного подождать и посмотреть, не отпадет ли угроза сама собой. Ярким примером является ситуация, сложившаяся на Чернобыльской
АЭС после взрыва реактора на четвертом блоке, когда разлетевшиеся по территории станции куски радиоактивного графита не стали достаточным доказательством происшедшей трагедии даже для специалистов-ядерщиков.
3. Психологические особенности человека, которые заключаются, во-первых, в том, что некоторые руководители, деятельность которых имеет прямое отношение к возникшей ЧС, могут полагать, что признание ее существования отразится на из репутации либо приведет к потере занимаемой должности. Другие руководители, даже если они убеждены в реальности ЧС, будут всячески добиваться задержки ее официального признания, с тем чтобы получить некоторый резерв времени, в течение которого они могли бы укрепить собственные позиции и выбрать тактику отступления, не угрожающего потере их статуса Во-вторых, подобное запаздывание вызывается неприятием непривычного, поскольку руководителям (и человеку вообще) свойственно доверять прошлому, привычному опыту и отвергать необычное, новое, считая его невероятным и несостоятельным.
Основными целями использования информационной системы в условиях ЧС являются:
- обеспечение оперативности и эффективности деятельности органов управления, развитие их координационных и контролирующих возможностей;
- возрастание эффективности информационного взаимодействия;
- повышение качества вырабатываемых управленческих решений;
- совершенствование анализа принимаемых решений, аналитической работы в целом;
~ рационализация информационного обеспечения, структуры
и состава документооборота;
- обеспечение эффективного обмена информацией, ее оперативного многоаспектного поиска по заданным критериям, сохранности полноты и достоверности, защиты от несанкционированного доступа;
- обеспечение требуемого уровня информированности населения о ситуации в районе ЧС.
Система должна обеспечить полную автоматизацию документооборота, автоматический учет и контроль писем, телеграмм и телетайпограмм, контроль выполнения принятых решений.
Заключение
Управление организациями в условиях рыночной экономики значительно сложнее, чем в централизованной командно-административной системе. Это связано как с расширением их прав и ответственности, так и с необходимостью более гибкой адаптации к изменениям в окружающей среде. Возникают новые цели и задачи, которые раньше организации самостоятельно не решали и даже не ставили; создается много новых предприятий; под влиянием процессов приватизации меняются формы собственности; налаживаются новые хозяйственные связи; формируются рыночные механизмы управления. Все возникающие в связи с этим проблемы невозможно решить без современного профессионального менеджмента. Более того, по мере укрепления новых социальных и экономических отношений его роль будет расти, так как менеджмент – это мощный двигатель и ускоритель общественного развития.